Дата публикации: 10.07.2024

Правовые особенности защиты прав на объекты интеллектуальной деятельности, созданные генеративным ИИ

Аннотация

Данная работа посвящена анализу международных подходов по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, создаваемые искусственным интеллектом. Рассматриваются основные тезисы, в соответствии с которыми объект, полученный в ходе взаимодействия человека с нейросетью, признается объектом авторского права. Выявляются возможные проблемные моменты в ходе определения оснований для признания материала объектом авторского права. Определено, что имеются значительные отличия в подходах международных юрисдикций по вопросу определения контента, созданного при взаимодействии с ИИ, в качестве объекта авторского права. В частности, подобные отличия существуют в КНР и США. При этом отсутствие универсального подхода ожидаемо способствует появлению в будущем большого объема прав на ИС со статусом, не позволяющим однозначно определить их широкую применимость в международной коммерческой деятельности.




Введение

Распространение искусственного интеллекта в настоящее время демонстрирует быстро растущую динамику. Генеративные системы активно применяются как обычными специалистами для решения бытовых задач, так и в бизнесе. При этом основным видом использования подобных систем является именно применение его генеративных способностей — создание уникального текстового и аудиовизуального контента. Масштабы использования ИИ позволяют говорить о его ключевой роли как источника большого массива материалов. С учетом динамики его использования возможно предположить, что уже в ближайшие несколько лет генеративный ИИ будет основным средством создания цифрового контента. В этих условиях возникает необходимость определения правовых особенностей защиты прав на создаваемую по запросу пользователя информацию. Позиция по указанному вопросу существенно отличается в разных странах, что ожидаемо создаст определенные проблемы при использовании результатов интеллектуального труда.

С момента запуска сервисов генеративного ИИ в 2022 г. и к августу 2023 г. нейросети сформировали огромное количество визуальных материалов. За полтора года было сгенерировано более 15 млрд изображений. Ежедневно создается свыше 34 млн единиц визуальных материалов. Уже в ближайшее время генеративные системы могут стать основным источником размещаемого в сети контента. Так, за период с 2010 г. и до настоящего момента (всего 14 лет) в сети Instagram было загружено порядка 50 млрд изображений, а в социальную сеть Facebook с 2004 г. — 1,5 трлн изображений. Подобные объемы информационных материалов при высоком темпе прироста их количества каждый год неизбежно будут способствовать нарушениям интеллектуальных прав. Ситуацию осложняет различное видение объекта генерации нейросети как интеллектуальной собственности в разных странах.

Практическое определение прав на объекты, создаваемые ИИ

В частности, отмечено появление первых судебных решений в отношении признания сгенерированных объектов предметом правовой защиты. Первый подобный случай выявлен в Китае, где 27 ноября 2023 г. Пекинским интернет-судом вынесено постановление, в рамках которого сгенерированное нейросетью по запросу пользователя изображение признается интеллектуальной собственностью данного лица и должно быть защищено в соответствии законодательством. В частности, истцом с задействованием иностранного сервиса генеративного ИИ было создано изображение, которое впоследствии размещено им в одной из китайских социальных сетей. Ответчик в свою очередь использовал указанное изображение в своем блоге без разрешения истца, что явилось основанием спора. В данном случае интересна аргументация суда, послужившая основанием для признания прав истца.

Список литературы

1. Америн Р.В. Эволюция права под воздействием цифровых технологий / Р.В. Америн, С.Е. Чаннов. Москва : Норма, 2023. 278 с.
2. Ахромеева Т.С. Пределы и риски цифровой трансформации / Т.С. Ахромеева, Г.Г. Малинецкий, С.А. Посашков // Цифровая трансформация. 2020. № 2. С. 51–57.
3. Балашова А.И. Искусственный интеллект в авторском и патентном праве: объекты, субъектный состав правоотношений, сроки правовой охраны / А.И. Балашова // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2022. № 2 (36). С. 90–98.
4. Брюховецкий И.В. Об актуальных вопросах регулирования генеративного искусственного интеллекта в КНР / И.В. Брюховецкий // Информационное право. 2023. № 03 (77). С. 28–31.
5. Кирина А. Искусственный интеллект, контроль и судебные споры / А. Кирина // Административное право. 2021. № 4. С. 39–42.
6. Механизмы и модели регулирования цифровых технологий : монография / А.В. Минбалеев, А.В. Мартынов, Г.Г. Камалова ; под редакцией А.В. Минбалеева. Москва : Проспект, 2023. 264 с.
7. Полякова Т.А. Основные тенденции и проблемы развития науки информационного права / Т.А. Полякова, А.В. Минбалеев, Н.В. Кроткова // Государство и право. 2022. № 9. С. 94–104.
8. Правовое регулирование цифровых технологий в России и за рубежом. Роль и место правового регулирования и саморегулирования в развитии цифровых технологий : монография / А.В. Минбалеев, Г.Г. Камалова, Г.И. Радченко [и др.] ; под редакцией А.В. Минбалеева.
9. Правовые и этические аспекты, связанные с разработкой и применением систем искусственного интеллекта и робототехники: история, современное состояние и перспективы развития : монография / В.В. Архипов, Г.Г. Камалова, В.Б. Наумов [и др.] ; под редакцией В.Б

Остальные статьи