Влияние цифровых технологий на критерии недобросовестности в гражданских правоотношениях
Аннотация
В статье анализируется проблема наполнения критериев недобросовестности участника гражданских правоотношений в условиях всеобщей доступности информационных ресурсов. Субъектам становится все сложнее доказать свое извинительное незнание при том, что многочисленные сервисы, в первую очередь государственные, предлагают обезопасить себя, проверив своего контрагента. Автор отмечает, что осведомленность стороны о дефекте сделки в случае оспаривания ее действительности имеет значение в определении правовых последствий для недобросовестного лица в качестве меры ответственности за свое поведение. В статье проанализированы материалы судебной практики, в которых на первый план выходит проблема опровержения презумпции добросовестности граждан в новых цифровых реалиях.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 07/2024 |
Страницы | 22-25 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2024-7-22-25 |
Специфика цифровой среды и цифровые процессы, которые неизбежно изменяют правовую действительность, не могут быть оставлены без внимания в правовом поле. Развиваются меры правового регулирования, совершенствуются правовые механизмы и инструменты влияния на весь спектр общественных отношений, в том числе и гражданско-правовых. Скорее всего, даже этот вид подвержен цифровому влиянию более остальных, так как гражданско-правовая сфера — это правовое воплощение экономической деятельности субъектов.
Цифровизация — это процесс, направленный на преобразование той или иной сферы жизнедеятельности (отрасли народного хозяйства) посредством внедрения в нее цифровых технологий и инновационных технологических решений.
В настоящее время множество научных исследований посвящено вопросам цифровизации. Не утихают в последние годы дискуссии об активном внедрении информационных технологий в судопроизводство; продолжаются исследования цифровой трансформации корпоративного права, трудовых отношений и других сфер общественных отношений.
С учетом исследуемых изменений как следствие появляются новые гражданско-правовые конструкции и категории, а ставшие уже классическими — видоизменяются и наполняются новым смыслом. Одно из таких — понятие «добросовестность». Следует отметить, что само его наполнение в условиях цифровизации не меняется. Однако достаточно сильно меняются критерии определения добросовестности и, как следствие, срабатывания ответственности в случае совершения действий, идущих в разрез с доброй совестью.
Заметим, что презумпция добросовестности имеет место при определении пределов осуществления гражданских прав, т.е. речь идет о предположении факта добросовестности действий участников гражданских правоотношений, не нуждающегося в доказывании.