Дата публикации: 11.07.2024

Антикоррупционный комплаенс в модели стран Африки: пути повышения эффективности

Аннотация

В статье рассматривается концепция антикоррупционного комплаенса в модели стран Африки. Авторами проводится анализ существующих подходов к разработке комплаенс-программ по противодействию коррупции в данном регионе. Особое внимание уделяется изучению факторов, влияющих на эффективность имплементации мер антикоррупционного комплаенса, а также специфике их применения с учетом социально-экономических, политических и культурных особенностей. Авторами делаются выводы о необходимости комплексного подхода к внедрению эффективных практик реализации региональных механизмов антикоррупционного комплаенса.




На сегодняшний день, в общепринятом измерении, комплаенс определяется как внутренний корпоративный механизм предупреждения специфических рисков невыполнения обязательных предписаний государства в определенной сфере, обусловленный стремлением корпорации к прибыли и желанием сократить потери вследствие наступления соответствующей ответственности. С этой точки зрения антикоррупционный комплаенс выступает способом предупреждения коррупционных правонарушений представителей корпоративного сектора, который приводится в действие системой внутренних запретов и правил . Безусловно, как подчеркивают исследователи, он носит динамичный характер, а общее развитие диктуется пониманием коррупции, характерным для определенного региона, и международными рекомендациями в сфере противодействия этому явлению .

Анализ исследовательских подходов к пониманию антикоррупционного комплаенса как специальной категории, по сравнению с комплаенсом , позволяет выделить следующие принципиальные факторы и положения:

- воздействие на рынок через использование особых полномочий участника коррупционных отношений принимается как исходный результат нарушения, снижение заинтересованности в котором на корпоративном уровне обеспечивается как отказом корпорации от полученных таким способом преимуществ, так и дисциплинарной ответственностью коррупционера независимо от его признания виновным в коррупционном деянии;

- антикоррупционный комплаенс возможен и в государственной сфере, но использование в неизменном виде ограниченно, поскольку государственный орган не несет ответственности за действия коррупционера; приведение в действие коррупционного решения, как правило, зависит только от конкретного лица, иной является коррупционная заинтересованность. Поэтому антикоррупционный комплаенс в государственной сфере может быть реализован только во взаимосвязи со спецификой мотивов коррупционного поведения. Действенность противодействия коррупции через антикоррупционный комплаенс может быть обеспечена при условии снижения заинтересованности корпораций в спросе на коррупционные услуги. Это позволяет рассматривать антикоррупционный комплаенс в государственной сфере только как один из элементов противодействия коррупции на корпоративном уровне;

- особая природа коррупционных рисков для корпорации, поскольку наступление отрицательных последствий прямо зависит от форм ответственности за коррупцию, установленных национальным правом. Природа коррупционных рисков в сфере государственного управления является принципиально иной. Поскольку ущерб причиняется общественным интересам, антикоррупционный комплаенс в этой сфере должен быть ориентирован на предупреждение именно этого отрицательного эффекта. Во взаимосвязи с антикоррупционным комплаенсом в корпоративной сфере требуется исключение возможности неправомерного влияния на конкуренцию и снижение возможности достижения положительного эффекта корпорацией за счет коррупционных связей;

Список литературы

1. Гармаев Ю.П. Антикоррупционный комплаенс в Российской Федерации: междисциплинарные аспекты : монография / Ю.П. Гармаев, Э.А. Иванов, С.А. Маркунцов. Москва : Юриспруденция, 2020. 240 с.
2. Грачев Ю.А. Зарубежный опыт противодействия коррупции / Ю.А. Грачев, А.А. Кежов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (79). С. 46–49.
3. Красноусов С.Д. Иностранное законодательство в сфере противодействия коррупции в частном секторе / С.Д. Красноусов // Общество: политика, экономика, право. 2019. № 4 (69). С. 69–72.
4. Писаренко А.П. Инструментарий борьбы с коррупцией в позитивном зарубежном опыте / А.П. Писаренко // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2019. № 1 (29). С. 75–79.
5. Руденкин В.Н. Демократическая и авторитарная модели антикоррупционной политики: общее и особенное / В.Н. Руденкин // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2018. № 4 (45). С. 4–10.
6. Савинов Л.В. Сравнительный анализ антикоррупционной политики России и зарубежных стран / Л.В. Савинов, В.Е. Шорохов // Сравнительная политика. 2021. Т. 12. № 2. С. 26–37.
7. Шорохов В.Е. Институциональные основы антикоррупционной политики в России: ретроспектива и современность / В.Е. Шорохов // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. Т. 10. № 2. С. 31–35.
8. Шорохов В.Е. Противодействие коррупции в современной России: государственный и муниципальный уровень / В.Е. Шорохов, П.А. Попов // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 1. С. 53–57.
9. Шорохов В.Е. Современная модель государственной антикоррупционной политики в странах Восточной Азии / В.Е. Шорохов // Российская юстиция. 2021. № 3. С. 20–22.
10. Шорохов В.Е. Теория политики институциональности противодействия коррупции в органах публичной власти / В.Е. Шорохов // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2020. № 3 (25). С. 53–71.
11. Юридические и организационные антикоррупционные меры: сравнительно-правовое исследование / А.С. Автономов, Н.А. Голованова, В.В. Гриб, О.И. Семыкина ; ответственный редактор А.С. Автономов. Москва : Юрист, 2017. 130 с.

Остальные статьи