Антикоррупционный комплаенс в модели стран Африки: пути повышения эффективности
Аннотация
В статье рассматривается концепция антикоррупционного комплаенса в модели стран Африки. Авторами проводится анализ существующих подходов к разработке комплаенс-программ по противодействию коррупции в данном регионе. Особое внимание уделяется изучению факторов, влияющих на эффективность имплементации мер антикоррупционного комплаенса, а также специфике их применения с учетом социально-экономических, политических и культурных особенностей. Авторами делаются выводы о необходимости комплексного подхода к внедрению эффективных практик реализации региональных механизмов антикоррупционного комплаенса.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 07/2024 |
Страницы | 81-93 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2024-7-81-93 |
На сегодняшний день, в общепринятом измерении, комплаенс определяется как внутренний корпоративный механизм предупреждения специфических рисков невыполнения обязательных предписаний государства в определенной сфере, обусловленный стремлением корпорации к прибыли и желанием сократить потери вследствие наступления соответствующей ответственности. С этой точки зрения антикоррупционный комплаенс выступает способом предупреждения коррупционных правонарушений представителей корпоративного сектора, который приводится в действие системой внутренних запретов и правил . Безусловно, как подчеркивают исследователи, он носит динамичный характер, а общее развитие диктуется пониманием коррупции, характерным для определенного региона, и международными рекомендациями в сфере противодействия этому явлению .
Анализ исследовательских подходов к пониманию антикоррупционного комплаенса как специальной категории, по сравнению с комплаенсом , позволяет выделить следующие принципиальные факторы и положения:
- воздействие на рынок через использование особых полномочий участника коррупционных отношений принимается как исходный результат нарушения, снижение заинтересованности в котором на корпоративном уровне обеспечивается как отказом корпорации от полученных таким способом преимуществ, так и дисциплинарной ответственностью коррупционера независимо от его признания виновным в коррупционном деянии;
- антикоррупционный комплаенс возможен и в государственной сфере, но использование в неизменном виде ограниченно, поскольку государственный орган не несет ответственности за действия коррупционера; приведение в действие коррупционного решения, как правило, зависит только от конкретного лица, иной является коррупционная заинтересованность. Поэтому антикоррупционный комплаенс в государственной сфере может быть реализован только во взаимосвязи со спецификой мотивов коррупционного поведения. Действенность противодействия коррупции через антикоррупционный комплаенс может быть обеспечена при условии снижения заинтересованности корпораций в спросе на коррупционные услуги. Это позволяет рассматривать антикоррупционный комплаенс в государственной сфере только как один из элементов противодействия коррупции на корпоративном уровне;
- особая природа коррупционных рисков для корпорации, поскольку наступление отрицательных последствий прямо зависит от форм ответственности за коррупцию, установленных национальным правом. Природа коррупционных рисков в сфере государственного управления является принципиально иной. Поскольку ущерб причиняется общественным интересам, антикоррупционный комплаенс в этой сфере должен быть ориентирован на предупреждение именно этого отрицательного эффекта. Во взаимосвязи с антикоррупционным комплаенсом в корпоративной сфере требуется исключение возможности неправомерного влияния на конкуренцию и снижение возможности достижения положительного эффекта корпорацией за счет коррупционных связей;