Дата публикации: 11.07.2024

Особенности реализации антикоррупционного комплаенса в странах Латинской Америки

Аннотация

В статье рассматривается проблема построения антикоррупционного комплаенса в странах Латинской Америки. Определено, что исторически в этом макрорегионе коррупция носит системный характер и воспринимается как социально одобряемая норма ведения бизнеса. В исследовании авторы анализируют конкретные меры и инициативы в этой области, отмечая, что в рамках латиноамериканской модели антикоррупционного комплаенса преимущественными становятся государственное регулирование в области противодействия коррупции и установление ряда норм корпоративной ответственности при стимулировании развития локальных комплаенс-систем. Авторы подчеркивают, что сохраняющаяся динамика коррупционных правонарушений в этих странах требует дальнейшего развития антикоррупционных стандартов как на государственном уровне, так и в частном секторе.




Неустойчивое развитие экономики многих латиноамериканских государств вызвано комплексом факторов, среди которых существенное значение приобретает «сращивание политиков-коррупционеров с бандами организованной криминальной преступности».

В настоящее время в странах Латинской Америки коррупция по-прежнему воспринимается как социально одобряемая норма ведения бизнеса и управления, о чем прямо заявляют зарубежные социологи. С этих позиций, безусловно, коррупция в Латинской Америке приобретает системный характер. Подобное понимание коррупции предопределяет и содержательное наполнение антикоррупционного комплаенса в латиноамериканских странах как модели отношений между государством и бизнесом, в которой целью выступает независимость принятия решений на государственном уровне от внешнего влияния.

При этом парадоксальным в таких условиях становится организация антикоррупционного комплаенса «теми же самыми субъектами, которые извлекают выгоду из коррумпированной системы». Поэтому для успешного развития системы антикоррупционного комплаенса в странах Латинской Америки определяющими становятся два фактора: во-первых, наличие политической воли высшего руководства рассматриваемых стран, во-вторых, строгая ориентация на базовые международные акты, задающие нужный вектор в этой области.

Подтверждением вышеуказанных тезисов является активное участие населения этого макрорегиона в различных массовых мероприятиях, в том числе на референдумах об антикоррупционных реформах. Так, в 2018 году:

- в Перу прошел референдум, на котором более 85% избирателей поддержали реформу национального совета магистратуры, ограничение незаконных пожертвований для политических партий и ограничение сроков полномочий депутатов;

Список литературы

1. Савинов Л.В. Сравнительный анализ антикоррупционной политики России и зарубежных стран / Л.В. Савинов, В.Е. Шорохов // Сравнительная политика. 2021. Т. 12. № 2. С. 26–37.
2. Ponce de León Z. Perú 2018: la precariedad política en tiempos de Lava Jato / Ponce de León Z., García A. Luis // Revista de ciencia política (Santiago). 2019. Vol. 39 (2). P. 341–365.
3. Haman M. The Colombian anti-corruption referendum: Why it failed? / M. Haman // Colombia Internacional. 2019. Vol. 100. P. 175–199.
4. Arellano-Gault D. Dealing with the ‘original contradiction’ in fighting corruption in countries with systemic corruption: a critique of the cases of Brazil and Mexico and their multiorganizational strategies / D. Arellano-Gault, G.S. Rojas // The politics
5. Arellano-Gault D. Corruption in Latin America / D. Arellano-Gault. New York : Routledge, 2020. 232 p.
6. Шорохов В.Е. Теория политики институциональности противодействия коррупции в органах публичной власти / В.Е. Шорохов // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2020. № 3 (25). С. 53–71.
7. Шорохов В.Е. Современная модель государственной антикоррупционной политики в странах Восточной Азии / В.Е. Шорохов // Российская юстиция. 2021. № 3. С. 20–22.
8. Шорохов В.Е. Современная модель государственной антикоррупционной политики в странах Африки и Латинской Америки / В.Е. Шорохов // Юридический мир. 2021. № 8. С. 56–59.
9. Шорохов В.Е. Институциональные основы антикоррупционной политики в России: ретроспектива и современность / В.Е. Шорохов // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. Т. 10. № 2. С. 31–35.
10. Журкина О.В. Специализированные антикоррупционные суды: сравнительно-правовой анализ / О.В. Журкина // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 353–355.
11. Першина В.К. К вопросу о корпоративной ответственности за коррупцию в Латинской Америке / В.К. Першина // Право в эпоху информационных технологий: проблемы и пути решения : материалы международной научно-практической конференции (г. Пермь, 24 декабря 2021
12. Неверов К.А. Проблемы цифровизации гражданского участия в развивающихся странах: «правительство как платформа» в странах Латинской Америки / К.А. Неверов // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2021. Т. 17. № 4. С. 360–370.
13. Мартынов Б. «Эндемичность» коррупции для Латинской Америки / Б. Мартынов // Международные процессы. 2018. Т. 16. № 1 (52). С. 69–79.
14. Кудеярова Н.Ю. Условия и практика антикоррупционной политики в Парагвае. Прощание со стресснеризмом? / Н.Ю. Кудеярова // Латиноамериканский исторический альманах. 2022. № 34. С. 148–171.
15. Кобец П.Н. Основы государственной политики Федеративной Республики Бразилия в сфере предупреждения политической коррупции в государственном аппарате / П.Н. Кобец // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. № 2 (50). С
16. Кобец П.Н. Организационные основы противодействия политической коррупции в Бразилии / П.Н. Кобец // ГлаголЪ правосудия. 2023. № 2 (32). С. 17–21.
17. Кобец П.Н. Коррупционная преступность в странах Латинской Америки: детерминанты и опыт противодействия / П.Н. Кобец // Вестник Могилевского института МВД. 2021. № 1 (3). С. 16–26.

Остальные статьи