Дата публикации: 11.07.2024

Практики антикоррупционного комплаенса в странах Европейского Союза и Великобритании

Аннотация

В настоящей статье авторы исследуют государственную политику и политику коммерческих организаций в странах Европейского союза и Великобритании в области противодействия коррупции, ее правовые источники и содержание. В работе уделяется внимание исследованию как требований, предъявляемых к деятельности коммерческих организаций и их сотрудников органами государственной власти, так и общепринятых стандартов противодействия коррупции. Авторами сделан вывод об обусловленности содержания антикоррупционных стандартов международным опытом, а также указывается на ряд отличительных черт антикоррупционного комплаенса как инструмента управления рисками и его эффективность в частных случаях.




Как правило, для определения того или иного понятия используются различные логические методы его определения, в том числе путем обращения от частных категорий к наиболее общим. Понятие и содержание термина «антикоррупционный комплаенс» также может быть определено путем обращения к более общей терминологии. В настоящее время отсутствует общепринятое определение комплаенса, но, тем не менее, имеется широкий спектр научных мнений по указанному вопросу. Так, в наиболее общем виде комплаенс может пониматься как система обеспечения соответствия субъекта определенным предписаниям. Отличительной чертой такого явления является инициативность: соответствие требований обусловливается личной заинтересованностью самого лица в предупреждении отрицательных последствий своей деятельности, действий или бездействия.

По мнению отдельных исследователей, комплаенс представляет собой способность следовать установленному порядку, набору правил или запросу. Международная организация по регулированию комплаенса также определяет комплаенс как способность действовать в соответствии с требованиями.

Определяя содержание антикоррупционного комплаенса, важным считаем упомянуть и о наличии понятия комплаенс-риска, разработанного на международном уровне Базельским комитетом по банковскому контролю. Комплаенс-риск есть независимая функция, подразумевающая выявление, оценку, консультирование, отслеживание и подготовку отчетов о комплаенс-рисках, под которыми, в свою очередь, понимается возможность юридических или регулятивных санкций, финансовых потерь и ущерба репутации.

Специфические нормативы, инструкции и правила деятельности обусловливают необходимость создания соответствующей им структуры деятельности, обеспечивающей строгий контроль над процессами.

Так, как отмечают специалисты, система антикоррупционного комплаенса представляет собой согласованную систему элементов, направленных на предотвращение коррупции, а также контроля за действиями ответственных лиц. Указанная система состоит из внутренних и внешних антикоррупционных требований компании, включая антикоррупционную политику, кодексы и регламенты поведения сотрудников, а также требования соответствующего законодательства. Указанная система функционирует благодаря ответственным органам публичной власти в этой отрасли и комплаенс-подразделениям корпораций.

Список литературы

1. Грачев Ю.А. Зарубежный опыт противодействия коррупции / Ю.А. Грачев, А.А. Кежов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (79). С. 46–49.
2. Красноусов С.Д. Иностранное законодательство в сфере противодействия коррупции в частном секторе / С.Д. Красноусов // Общество: политика, экономика, право. 2019. № 4 (69). С. 69–72.
3. Писаренко А.П. Инструментарий борьбы с коррупцией в позитивном зарубежном опыте / А.П. Писаренко // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2019. № 1 (29). С. 75–79.
4. Савинов Л.В. Сравнительный анализ антикоррупционной политики России и зарубежных стран / Л.В. Савинов, В.Е. Шорохов // Сравнительная политика. 2021. Т. 12. № 2. С. 26–37.
5. Трунцевский Ю.В. Формирование и соблюдение антикоррупционных стандартов ведения частного бизнеса в ракурсе международного и внутригосударственного права / Ю.В. Трунцевский // Международное публичное и частное право. 2021. № 6. С. 40–42.
6. Филиппович А.А. Комплаенс в предпринимательской деятельности: история становления, общие положения, проблемы формирования в Российской Федерации / А.А. Филиппович // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2018. № 3 (43). С. 225–233.
7. Шестак В.А. Особенности функционирования комплаенс-системы в Китае / В.А. Шестак, М.Д. Тарицына // Образование и право. 2021. № 2. С. 195–199.
8. Шорохов В.Е. Институциональные основы антикоррупционной политики в России: ретроспектива и современность / В.Е. Шорохов // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. Т. 10. № 2. С. 31–35.
9. Шорохов В.Е. Современная модель государственной антикоррупционной политики в странах Восточной Азии / В.Е. Шорохов // Российская юстиция. 2021. № 3. С. 20–22.
10. Шорохов В.Е. Современная модель государственной антикоррупционной политики в странах Европейского союза / В.Е. Шорохов // Российская юстиция. 2021. № 1. С. 27–29.
11. Шорохов В.Е. Теория политики институциональности противодействия коррупции в органах публичной власти / В.Е. Шорохов // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2020. № 3 (25). С. 53–71.
12. Юридические и организационные антикоррупционные меры: сравнительно-правовое исследование / А.С. Автономов, Н.А. Голованова, В.В. Гриб, О.И. Семыкина ; ответственный редактор А.С. Автономов. Москва : Юрист, 2017. 130 с.

Остальные статьи