Дата публикации: 13.06.2024

Меры административного предупреждения правонарушений, связанных с семейно-бытовым насилием, предусмотренные в законодательстве зарубежных стран

Аннотация

На основе анализа мер административного предупреждения правонарушений, связанных с семейно-бытовым насилием, предусмотренных в законодательстве Республики Беларусь, Республики Казахстан, Грузии, Германии, автор определяет наиболее действенные из них и предлагает их закрепление в законодательстве Республики Казахстан.




Семейно-бытовое насилие представляет серьезную угрозу для общества, так как затрагивает прежде всего фундаментальные права человека, такие как жизнь, честь и достоинство, свобода и неприкосновенность, имущественные права. Оно усугубляется чувством стыда, не позволяющим жертвам своевременно сообщать об определенных действиях, совершенных по отношению к ним; безграмотностью в правовом поле; отсутствием информации о существующих правовых нормах и обеспечении их соблюдения государственными органами, а также малочисленностью просветительских и других мер по устранению причин и последствий семейно-бытового насилия.

Значительное место в борьбе с семейно-бытовым насилием занимают сотрудники полиции, так как изначально именно они первыми прибывают на место совершения правонарушения для его пресечения, а впоследствии проводят профилактическую работу с участниками семейно-бытового насилия. При этом применяемые меры по противодействию семейно-бытовому насилию должны быть использованы для его профилактики и сохранения семьи как базовой ячейки общества. Успех этой борьбы зависит от эффективности принимаемых мер воздействия.

В Республике Казахстан (далее — РК) одними из основных направлений предупреждения правонарушений являются общая профилактика и индивидуальная профилактика правонарушений. В деятельности сотрудников полиции преимущественно применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, которые закреплены в Законе РК от 4 декабря 2009 г. № 214- IV «О профилактике бытового насилия» (далее — Закон РК № 214) и Законе РК от 29 апреля 2010 г. № 271-IV «О профилактике правонарушений». Статья 17 Закона РК № 214 предусматривает 10 мер индивидуальной профилактики. Как показывает практика, чаще всего применяются такие меры индивидуальной профилактики, как защитное предписание и установление особых требований к поведению правонарушителя, что подтверждается статистическими данными. Так, за период с 2020 по 2022 г. сотрудниками полиции РК было вынесено следующее количество защитных предписаний: 2020 г. — 78 857, 2021 г. — 81 648, 2022 г. — 83 988. Число установленных особых требований к поведению правонарушителей составило: 2020 г. — 9786, 2021 г. — 11 202, 2022 г. — 12 357.

Несмотря на применяемые меры, за период с 2020 по 2022 г. было совершено следующее количество правонарушений, связанных с семейно-бытовым насилием: 2020 г. — 48 362, 2021 г. — 52 339, 2022 г. — 52 268. Данная статистика свидетельствует о недостаточной эффективности применяемых в соответствии с законом мер противодействия семейно-бытовому насилию.

Защитное предписание применяется к правонарушителю в целях обеспечения безопасности потерпевшей (потерпевшего). Оно выносится на срок 30 суток и устанавливает прежде всего запрет на совершение семейно-бытового насилия, а также пять иных запретов, перечисленных в ч. 3 ст. 20 Закона РК «О профилактике бытового насилия», которые выступают в качестве способов принудительного воздействия, характеризующих содержание данной меры воздействия. На практике не всегда соблюдаются все запреты, устанавливаемые защитным предписанием, так как невозможно исключить контакты между лицами, проживающими совместно. В связи с чем установленные защитные предписания нарушаются. К примеру, за ноябрь 2023 г. сотрудниками Управления полиции г. Петропавловска Северо-Казахстанской области было вынесено 94 защитных предписания, общее количество лиц, состоящих на профилактическом учёте по данной категории, за 11 месяцев 2023 г. составило 1104 человека. В ноябре 2023 г. сотрудниками Управления полиции г. Петропавловска Северо-Казахстанской области к административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с семейно-бытовым насилием, были привлечены 1147 человек, за нарушение защитного предписания по ст. 461 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее — КРКоАП) — 71.

Список литературы

1. Акимжанов Е.С. Административно-правовая защита от домашнего насилия в Республике Казахстан : диссертация кандидата юридических наук / Е.С. Акимжанов. Москва, 2023. 261 с.
2. Бекетов О.И. Профилактические меры полицейского воздействия в системе мер противодействия домашнему насилию в государствах европейского сообщества / О.И. Бекетов, А.Д. Майле // Вестник Воронежского государственного университета. 2009. № 1 (6). С. 420-431.
3. Гайдуков А.А. Административно-правовое регулирование деятельности полиции по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений : диссертация кандидата юридических наук / А.А. Гайдуков. Омск, 2018. 180 с.
4. Нерода М.А. Адміністративно-правові засади протидії домашньому насильству : дисертацiя доктора фiлософських наук / М.А. Нерода. Київ, 2023. 215 с.

Остальные статьи