Дата публикации: 13.06.2024

Административное усмотрение и административные процедуры: конец и вновь начало

Аннотация

В статье изучается проблема корреляции административного усмотрения и административных процедур. Показывается, что административные процедуры исторически возникли в результате реализации административного усмотрения руководителей органов исполнительной власти. Обосновывается, что и административное усмотрение, и административные процедуры можно дефинировать как доверие (степень доверия), оказываемое органам исполнительной власти и их должностным лицам. В заключение выдвигается гипотеза о том, что в обозримой перспективе административно-процедурное и административно-дискреционное регулирование будут периодически сменять друг друга.




Проблема соотношения административного усмотрения и административных процедур затрагивалась в отечественных юридических исследованиях неоднократно. И практически всегда в них указывалось, что дискреция и процедуры обратно пропорциональны друг другу: чем меньше первое, тем больше второе, и наоборот. Однако в последние годы означенная позиция стала встречать серьезную, хотя пока еще не особенно массовую, критику. В критических работах постулировался иной тезис: административное усмотрение и административные процедуры не являются полными антиподами, они могут плодотворно дополнять друг друга и успешно функционировать вместе. В настоящей статье мы предпримем авторскую попытку экспонирования этой оппозиционной мысли, поведав читателю об одном из малоизвестных аспектов «мирного сосуществования» административного усмотрения и административных процедур.

Начнем, пожалуй, с административных процедур. С ними связан один из актуальных публично-правовых парадоксов, интересующих нас в контексте избранной темы. Для его описания представим себе следующую ситуацию. Гражданин поступает на государственную службу. В России он представляет нанимателю различные документы (о состоянии здоровья, образовании, стаже и др.), подтверждает наличие профессиональных знаний и умений (при прохождении собеседования или тестирования). В зарубежных странах его могут обязать продемонстрировать свои личные и рабочие качества альтернативными способами. Например, в США некоторых соискателей просят пройти проверку на полиграфе. В Великобритании — предъявить рекомендации с мест учебы. Во Франции и Германии — окончить дополнительно к уже полученному диплому несколько академических программ.

Допустим, кандидат с честью выдержал все испытания и занял искомую должность. Отсюда вытекает, что наниматель от лица государства как бы соглашается с тем, что гражданин в силу имеющихся у него навыков заслуживает доверия и вправе распоряжаться им по собственному усмотрению, самостоятельно принимая те или иные управленческие решения. Собственно, и само усмотрение, согласно разработанной нами ранее концепции, есть определенная степень доверия, оказываемая чиновникам со стороны государства и общества. Таким образом, после устройства на службу гражданин вправе ожидать доверительного отношения от своего начальника и коллег.

Однако в первый же рабочий день выясняется прямо противоположное. Государственный служащий узнает, что каждое его действие регламентировано строгой процедурой, каждое решение обязано сопровождаться подробной письменной фиксацией (а иногда и аргументацией), а о свободе усмотрения можно попросту забыть. Из-за этого складывается обоснованное впечатление, что государство и общество не только не доверяют ему, но и заранее презюмируют, что при первой же возможности он без зазрения совести нарушит права, свободы и законные интересы других граждан. Но зачем же в таком случае было устанавливать столь множественные цензы при приеме на службу и испытывать претендентов на лояльность и благонадежность?

Список литературы

1. Исаева Л.М. Изменение политики США в XXI в. в отношении проведения психофизиологических исследований с использованием полиграфа в деятельности правоохранительных органов / Л.М. Исаева // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. № 8. С
2. Koch Jr. C.H. Judicial Review of Administrative Discretion / C.H. Koch Jr. // College of William & Mary Law School. 1986. Vol. 4. P. 469–511.
3. Barnes J. Introduction. Reform and Innovation of Administrative Procedure / J. Barnes // Transforming Administrative Procedures / ed. by J. Barnes. Seville, 2008. P. 11–41.
4. Элликсон Р.Ч. Порядок без права: как соседи улаживают споры / Р.Ч. Элликсон ; перевод с английского М. Маркова и Ал. Лащева ; под научной редакцией Д. Кадочникова. Москва : Издательство Института Гайдара, 2017. 520 с.
5. Штатина М.А. Какой институт административных процедур нужен административному праву? / М.А. Штатина // Актуальные проблемы административного, финансового и информационного права в России и за рубежом : материалы межвузовской научной конференции на базе ка
6. Старостин С.А. О соотношении понятий «административный процесс», «административное производство», «административные процедуры» / С.А. Старостин // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016. № 5. С. 100–106.
7. Сариева Д.С. Правила приема на государственную службу в зарубежных странах / Д.С. Сариева // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021. № 1–2 (52). С. 177–181.
8. Саликов Д.Х. Государственная служба в V Республике / Д.Х. Саликов // Общество, экономика, управление. 2018. Т. 3. № 2. С. 95–100.
9. Проди П. История справедливости: от плюрализма форумов к современному дуализму совести и права / П. Проди ; перевод с итальянского И. Кушнаревой ; перевод с латинского А. Апполонова. Москва : Издательство Института Гайдара, 2017. 512 с.
10. Афоризмы античных мудрецов / авторы-составители: А.Ю. Кожевников, Т.Б. Линдберг. Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2010. 303 с.
11. Зайцев Д.И. Генеалогия административного усмотрения / Д.И. Зайцев // Сибирское юридическое обозрение. 2023. Т. 20. № 3. С. 272–284. DOI: 10.19073/2658-7602-2023-20-3-272-284
12. Зайцев Д.И. Административное усмотрение в цифровую эпоху / Д.И. Зайцев // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. № 11 (99). С. 199–208.
13. Зайцев Д.И. Административное усмотрение в административно-процедурной деятельности / Д.И. Зайцев // Административные процедуры : учебное пособие / Э.П. Андрюхина, М.В. Анисифорова, Е.П. Забелина [и др.] ; ответственный редактор А.В. Сладкова. Москва : Про
14. Давыдов К.В. Административные процедуры: концепция правового регулирования : диссертация доктора юридических наук / К.В. Давыдов. Нижний Новгород, 2020. 655 с.
15. Давыдов К.В. Административное усмотрение: ошибки правового регулирования и правоприменения (сравнительно-правовой аспект) / К.В. Давыдов // Государство и право. 2018. № 7. С. 39–48.
16. Давыдов К.В. Административное усмотрение и законодательство об административных процедурах: проблемы теории и судебной практики (сравнительно-правовой анализ) / К.В. Давыдов // Ежегодник публичного права — 2015: Административный процесс / Б.К. Аманалиева,
17. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: популярные лекции по народоведению / Л.Н. Гумилев. Москва : АСТ, 2010. 415 с.
18. Гвоздев А.В. Зарубежный опыт подготовки кадров для государственной гражданской службы / А.В. Гвоздев // Вестник Чувашского университета. 2019. № 2. С. 29–33.

Остальные статьи