К вопросу об оптимизации порядка прекращения действия лицензии на перевозку пассажиров автобусами в целях предотвращения угроз безопасности дорожного движения
Аннотация
В статье рассматривается приостановление действия лицензии как мера реагирования на противоправное поведение хозяйствующего субъекта, создающее угрозу безопасности дорожного движения. Дается характеристика данной меры и приводятся теоретические подходы к ее пониманию, сформированные на сегодняшний день в процессе нормотворческой деятельности, правоприменительной практики и научных исследований. На основе примеров других лицензируемых видов деятельности обосновывается целесообразность упрощения порядка прекращения действия лицензии на перевозку пассажиров автобусами в случае, если вина перевозчика либо его работников в совершении действий, создающих угрозу безопасности дорожного движения, уже установлена в судебном порядке.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 07/2024 |
Страницы | 62-65 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-7-62-65 |
Перевозки пассажиров автобусами на основании п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон «О лицензировании») подлежат лицензированию в целях предотвращения ущерба, угроза причинения которого возникает в процессе осуществления указанного вида деятельности.
При перевозках наибольшие риски причинения вреда охраняемым ценностям несет в себе сфера дорожного движения, что обусловливается использованием транспортных средств — источников повышенной опасности в высокодинамичных условиях, а также массовостью потенциальных жертв, находящихся как в салоне автобуса (пассажиров), так и за его пределами (другие участники дорожного движения и третьи лица).
Лицензирование позволяет наиболее эффективно предотвратить ущерб путем исключения потенциально опасного субъекта из сферы деятельности. Для этого предусмотрены следующие меры: приостановление действия лицензии, ее аннулирование и прекращение действия (далее вместе — меры лицензионного воздействия).
Основания каждой из перечисленных мер, закрепленные в ст. 20 Федерального закона «О лицензировании», во многом взаимосвязаны и представляют, по сути, «поэтапное» реагирование на устойчивое противоправное поведение перевозчика за счет применения к нему соразмерных мер воздействия. В большинстве оснований применения мер лицензионного воздействия фигурирует грубое нарушение лицензионных требований, под которым понимается несоблюдение определенного перечня требований, повлекшее наступление негативных последствий либо создавшее угрозу причинения вреда.
Грубое нарушение лицензионных требований исследовалось с позиции интересов безопасности дорожного движения в более ранних трудах автора, в рамках которых сделан вывод о возможности признания грубым нарушением совершения дорожно-транспортного происшествия (ДТП) по вине перевозчика и (или) его работников, а также систематических противоправных проявлений.