Административно-правовой механизм предупреждения коррупционных рисков государственных служащих
Аннотация
Рассматриваются вопросы противодействия коррупции в системе государственной службы. Проводится анализ методов борьбы с коррупцией. Делаются обоснованные выводы и предложения по совершенствованию российской антикоррупционной политики.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 07/2024 |
Страницы | 36-39 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-7-36-39 |
В последние годы в России активно развивается и совершенствуется антикоррупционное законодательство. В этой связи был разработан и внедрен соответствующий инструментарий различных нормативных правовых актов, которые создают условия для противодействия рассматриваемым негативным явлениям. Однако в существующей системе управления продолжает сохранять актуальность проблематика противодействия коррупции, тем более что подавляющая часть коррупционных правонарушений носят латентный характер, достаточно сложно выявляются и доказываются.
Коррупция является одной из системных проблем, которая характерна для всех развитых стран современного мира. Именно поэтому одной из основных задач, возникающих перед государством, выступает задача противодействия этому явлению. В рамках расширенного заседания коллегии Генеральной прокуратуры 15 марта 2023 г. Президент РФ В.В. Путин призвал прокуроров уделять серьезное внимание борьбе с коррупцией, в первую очередь в таких сферах, как размещение государственных и оборонных заказов, предоставление государственных услуг. Следует отметить, что втрое возросла сумма удовлетворенных судами исковых требований прокуроров к незаконно обогатившимся чиновникам. В доход государства поступило более 7,5 тыс. объектов имущества на сумму свыше 90 млрд руб. Почти 700 млн руб. взыскано с лиц, совершивших административные правонарушения коррупционной направленности. Таким образом, проблема искоренения коррупции занимает особое место в повестке правоохранительных органов, а также особо актуальна в рамках проведения специальной военной операции. Следует отметить, что коррупция как явление, может существовать во всех сферах общественной жизни и на бытовом уровне, но именно в системе государственной службы представляет наибольшую угрозу из-за потенциально возможного ущерба от совершаемых противоправных деяний.
Современные пути противодействия коррупции в деятельности органов государственной власти на федеральном уровне включают в себя обширный комплекс мер, затрагивающих многие сферы общественной жизни. Государством применяются меры общего характера, включающие, например, создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) с целью ограничения прямого взаимодействия граждан и сотрудников органов власти, соблюдения принципа открытости и гласности в деятельности органов государственной власти, внедрение и усовершенствование систем электронного документооборота и др.
Особого внимания заслуживают специальные меры по противодействию коррупции в деятельности государственных служащих — установление контроля расходов отдельных категорий лиц, конфискация имущества, предупреждение конфликта интересов, проведение антикоррупционной экспертизы.
Впервые обязанность государственных служащих по декларированию доходов, а также принадлежащего им имущества, была установлена Указом Президента РФ в 1997 г. В настоящее время эта обязанность установлена ст. 20 Федерального закона о государственной гражданской службе Российской Федерации, согласно которой, сведения представляются не только гражданами, замещающими должности государственной гражданской службы, но и лицами, претендующими на замещение данных должностей. Помимо этого, выше упомянутая статья устанавливает запрет на использование представленных сведений для определения платежеспособности гражданского служащего и членов его семьи, а также предусматривает ответственность за его нарушение.