Правовая природа соглашений в сфере пробации
Аннотация
В работе проведен анализ правовой природы договорных отношений в сфере пробации. Установлено, что договор при применении пробации выступает в качестве инструмента взаимодействия органов публичной власти как между собой, так и с организациями различных форм собственности. Выявлено, что отношения, возникающие в сфере организации и функционирования пробации в Российской Федерации, предполагают наличие фактического неравенства и юридическое равенство субъектов пробации. Определено место соглашений о взаимодействии в сфере пробации в системе публично-правовых договоров.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 07/2024 |
Страницы | 23-26 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-7-23-26 |
Понятие «договор» традиционно рассматривается в контексте норм частного права, поскольку легальное определение рассматриваемого понятия содержится в нормах Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). Однако, несмотря на то что широкое распространение договор получил в гражданском праве, рассматривать его как сугубо цивилистическое понятие было бы в корне неверно. Как справедливо отмечает В.В. Лазарев, «кругозор юриста не должен ограничиваться собственно правовой, тем более догматической, легистской теорией», в этом смысле понимание договора не ограничивается некой «идеальной формой активности участников гражданского оборота», а представляет собой универсальную конструкцию, применяемую в том числе в международном, публичном, трудовом и других отраслях права. Это означает, что договор является внеотраслевым институтом и имеет общеправовую ценность.
С помощью договоров решаются вопросы сотрудничества, обеспечивается координация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при решении общих стоящих перед ними задач. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» (далее — Закон «О пробации») взаимодействие органов государственной власти по вопросам применения пробации осуществляется на основании типовых соглашений. Органы местного самоуправления не являются субъектами пробации, однако они могут участвовать в процедурах пробации. На основании соглашений органы государственной власти могут привлекать к участию в процедуре пробации организации различных форм собственности, индивидуальных предпринимателей.
Очевидно, что для данного вида публично-правовых отношений именно договор является инструментом, посредством которого осуществляется взаимодействие органов государственной власти в сфере применения пробации.
В этой связи видится необходимым рассмотреть сущность и правовую природу существующих договорных связей между органами государственной власти, их взаимодействие с органами местного самоуправления, а также организациями различных организационно-правовых форм, форм собственности, созданных как с целью получения прибыли (коммерческие организации), так и не имеющих такой цели (некоммерческие организации).
Следует отметить, что в юридической литературе вопрос соотношения категорий «договор» и «соглашение» является дискуссионным. Большинство авторов указывают на их нетождественность, основывая свои суждения на фундаментальных работах российской цивилистики по договорному праву.