Дата публикации: 27.06.2024

Новый подход в вопросах преподавания юридических дисциплин: формирование тезаурусной сферы российского студента

Аннотация

Автор предлагает рассмотреть вопрос о необходимости внедрения тезаурусного подхода в образовательную деятельность в преподавании юридических дисциплин. Цель научного исследования состоит в осмыслении концептуальных оснований применения тезаурусного анализа в образовательном процессе при изучении различных отраслей права . Применяемый метод теоретического исследования позволил автору сформулировать вывод о том, что применение тезаурусного подхода в преподавании позволит сосредоточиться не только на знаниях, предлагаемых юридическими дисциплинами, но и стать общегуманитарным методологическим инструментом по созданию иммунитета российского студента — «профессиональной значимости и полезности». Актуальность выбранной автором проблематики обусловлена современной ситуацией, складывающейся в сфере образования, как в системе, формирующей совокупность необходимых знаний, умений, навыков, компетенций в отношении будущих специалистов, способствующей активному поиску новых подходов в преподавании различных юридических дисциплин. Знания, получаемые в процессе преподавания таких дисциплин для дипломированного студента, определяют вектор его дальнейшего выбора практической деятельности. Научная и практическая значимость усматривается в преимуществах тезаурусного подхода как методологического инструмента получения знаний, не имеющего аналогов в науке. Освоение юридических дисциплин благодаря применению тезаурусного подхода в преподавании позволяет будущим юристам интегрировать разрозненную информацию получаемых межотраслевых знаний в единый связанный комплекс знаний. Преподавание юридических дисциплин российским студентам — это передача не только конкретного набора навыков и компетенций, скорее, это формирование особого профессионального мышления и образа жизни, основанного на идеологии законности и справедливости и сформированного философией правовой культуры общества и государства.




Национальная система оценки качества образования в России (при существующих глобальных переменах и некоторой «потерянности» общества в период трансформации идеологических взглядов) должна обеспечивать не только конкурентоспособность профессионального образования, но и гарантировать качество образования.

Прямая и непосредственная задача преподавателя высшего учебного заведения как участника единого образовательного процесса – найти средства для повышения эффективности образовательного процесса, в частности автором предлагается для отражения глубины знаний в процессе обучения использовать тезаурус. Автор предполагает, что для понимания и раскрытия идеи, которая подчеркивается названием статьи, необходимо раскрыть актуальность и необходимость формирования иммунитета российского студента.

Формирование иммунитета российского студента зависит от многих факторов, задач, целей, которые ставятся и достигаются государством, обществом, отдельным индивидом. В свою очередь, перед высшим учебным заведением стоят непростые задачи. Первая – заинтересовать будущего студента, абитуриента. Доказать актуальность, значимость и востребованность изучения юридических дисциплин. Вторая – создать такую образовательную среду, благодаря которой полученные знания и умения (профессиональные компетенции) студента просто позволят влюбиться в выбранную профессию. Для решения данных задач предлагается создание определенной экосистемы в образовательной среде, позволяющей сформировать иммунитет российского студента, обозначенный автором как иммунитет «профессиональной значимости и полезности». Экосистема образовательной среды позволяет непрерывно получать «образование в течение всей жизни» благодаря выработанным стратегиям сотрудничества с бизнес-сообществами в вопросах подготовки кадров. Для ее создания и внедрения необходимо развивать и укреплять сотрудничество вуза и бизнес-сообществ, что будет способствовать удовлетворению кадровой заинтересованности потенциального работодателя.

Актуальность тематики связана с поиском новых подходов к воспитанию молодежи и передачи им знаний в условиях глобальных изменений социального и политического климата нашей страны. Преподавание юридических дисциплин российским студентам – это передача не только конкретного набора навыков, компетенций, это формирование особого мышления и осмысления, окутанного философией исторической культуры нашей родины и знаний.

Тезаурусная сфера в преподавании

Список литературы

1. Абдулмянова И.Р. Формирование специального двуязычного тезауруса как составляющего компонента языковой личности переводчика в экономической среде (французский язык) : автореферат диссертации кандидата педагогических наук / И.Р. Абдулмянова. Нижний Новгоро
2. Вейдт В.П. Формирование профессионального тезауруса педагога в системе непрерывного профессионального образования : диссертация кандидата педагогических наук / В.П. Вейдт. Калининград. 2016. 235 с.
3. Луков В.А. Гуманитарные знания: тезаурусный подход / В.А. Луков, В.А. Луков // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2006. № 1. С. 69–74.
4. Свалов А.Н. Тезаурусные сферы: новые подходы / А.Н. Свалов // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 3. С. 157–163.

Остальные статьи