Дата публикации: 20.06.2024

Правовой режим особо охраняемых природных территорий в Португальской Республике и Российской Федерации

Аннотация

В статье осуществлен сравнительно-правовой анализ основных нормативных правовых актов Португальской Республики и Российской Федерации, регулирующих охрану и использование особо охраняемых природных территорий. Передовым и возможным к правовому заимствованию представляется опыт Португальской Республики: 1) по наличию норм о сохранении георазнообразия; 2) образованию своих региональных сетей особо охраняемых природных территорий; 3) организации геопарков как модели управления особо охраняемыми природными территориями; 4) дозволению на создание частных охраняемых территорий.




Особо охраняемые природные территории (далее — ООПТ) вносят существенный вклад в сохранение биоразнообразия, георазнообразия, устойчивого использования природных ресурсов, обеспечения экологического равновесия в любом государстве. Их значимость признается как в документах стратегического планирования, так в и нормативных правовых актах. Так, в Португальской Республике в Национальной стратегии охраны природы и биоразнообразия до 2030 г. говорится о ее богатом природном наследии с разнообразными видами флоры и фауны, а также широком спектре экосистем, мест обитания и ландшафтов, которые необходимо охранять с помощью ООПТ. Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее — Федеральный закон «Об ООПТ») и проекту Распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития системы особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации на период до 2030 года» ООПТ в Российской Федерации относятся к объектам общенационального достояния и предназначены для сохранения биологического разнообразия, ценных объектов природы и природных комплексов, в том числе находящихся под угрозой исчезновения. Режим особой охраны данных территорий имеет целью поддержание экологической устойчивости, препятствование деградации биосферы, обеспечение экосистемных услуг и стабилизацию климата через сохранение уникальных природных ресурсов.

В Португальской Республике основными нормативными правовыми актами, регулирующими охрану и использование ООПТ, являются Закон «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 19/2014) и Закон «Об охране природы и биоразнообразия» (далее — Декрет-закон № 142/2008). Закон № 19/2014 устанавливает общие принципы и положения об охране окружающей среды, включая сферу охраны и использования ООПТ. Юридическая процедура создания, управление ООПТ закреплены в Декрете-законе № 142/2008.

В Португальской Республике целью создания ООПТ признано сохранение как биоразнообразия, так и геологического разнообразия (геологического наследия) (ст. 12 Декрета-закона № 142/2008). В российском законодательстве в преамбуле, ст. 2, 5.2, 6, 9, 12 Федерального закона «Об ООПТ» закреплено лишь сохранение биоразнообразия.

В Декрете-законе № 142/2008 устанавливаются следующие категории ООПТ: 1) национальный парк; 2) природный парк; 3) природный заповедник; 4) охраняемый ландшафт; 5) памятник природы. ООПТ могут быть разного значения: национальные, региональные и местные. В законодательстве Российской Федерации ООПТ представлены следующими категориями: 1) государственные природные заповедники; 2) национальные парки; 3) природные парки; 4) государственные природные заказники; 5) памятники природы; 6) дендрологические парки и ботанические сады. В России ООПТ также могут иметь разное значение — федеральное, региональное и местное.

Перечень ООПТ в Португальской Республике, как и в Российской Федерации, не является исчерпывающим. Так, региональные и муниципальные власти могут устанавливать иные категории ООПТ (например, региональный микрозаповедник Мойньуш-ду-Дау (Moinhos do Dão); региональная охраняемая территория для управления средами обитания или видами Принсесс-Алис (Banco Princesa Alice); региональная охраняемая территория для управления ресурсами Жуана ди Каштру (Banco D. João de Castro).

Список литературы

1. Анисимов А.П. Национальная экологическая сеть как правовая категория: опыт зарубежных стран и его приемлемость для России / А.П. Анисимов, Н.П. Воронина // Экологическое право. 2022. № 6. С. 36–39.
2. Лунева Е.В. Организация геопарков в России и особенности их правового режима / Е.В. Лунева // Lex Russica (Русский закон). 2021. Т. 74. № 9 (178). С. 32–43.
3. Лунева Е.В. Правовая охрана георазнообразия / Е.В. Лунева // Журнал российского права. 2024. Т. 28. № 3. С. 93–105.
4. Лунева Е.В. Публичный и частный интересы в области отношений, объектом которых является земельный участок особо охраняемых природных территорий / Е.В. Лунева // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 154. № 4. С. 108–1
5. Лунева Е.В. Реализация права рационального природопользования в развитии экологического каркаса России / Е.В. Лунева // Экологическое право. 2021. № 5. С. 16–22.
6. Петров В.В. Экологическое право России : учебник для вузов / В.В. Петров. Москва : Бек, 1995. 557 с.
7. Melgo, A.C. Os benefícios económicos para as áreas. Protegidas : Dissertação / A.C. Melgo. URL: <a href="http://hdl.handle.net/10198/26588." target="_blank">http://hdl.handle.net/10198/26588.</a>
8. Queiros, M. Natural Parks in Portugal: A Way to Become More Ecologically Responsible? / M. Queiros // Environment and History. 2012. Vol. 4. P. 585–611.

Остальные статьи