Участие детей в мирных собраниях: между «можно» и «нельзя» на примере практики ЮАР и Таиланда
Аннотация
В статье анализируются конституционное признание и защита права детей на участие в мирных собраниях на примере ЮАР и Таиланда. Автор сравнивает ограничительный подход Таиланда, где законы и судебная практика склонны к ограничению детского участия, с более либеральным подходом ЮАР, который поддерживает более широкое участие детей в мирных собраниях. Основное внимание уделяется проблемам, возникающим на практике в связи с ограничениями права, и оценке эффективности законов и судебного контроля в обеих странах. Исследование учитывает и влияние общественных установок, основанных на традиционализме и патернализме, на подавлении общественного и политического участия детей и мероприятий с несовершеннолетними. Автор приходит к выводу, что распространенные стереотипы о наивности подростков и их ограниченной способности к самостоятельному принятию решений могут привести к скептицизму относительно их способности к гражданской и общественной активности, что ведет к несоразмерному и неоправданному ограничению их прав в контексте свободы мирных собраний. Сравнение двух крайних тенденций может помочь извлечь ценные уроки для развития собственных подходов к правам детей в других странах, включая Россию.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 06/2024 |
Страницы | 46-53 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-6-46-53 |
1. Введение
Выбор таких национальных правопорядков, как ЮАР и Таиланд, обусловлен следующими причинами.
Во-первых, данные государства расположены вне евро-американского региона, страны которого традиционно выделяют на общем фоне и относят к наиболее активным и последовательным сторонникам соблюдения прав человека. Таиланд и ЮАР представляют своеобразную «периферию» – Юго-Восточную Азию и Африку, – которым уделяется гораздо меньше внимания при исследовании проблем в сфере прав человека, в том числе и прав ребенка. Между тем опыт подобных стран может являться репрезентативным для выявления общих тенденций развития большинства государств мира в исследуемой сфере.
Во-вторых, данные государства демонстрируют противоположные тенденции в области реализации прав человека в целом и прав детей в частности. После падения режима апартеида в конце ХХ в. ЮАР сохраняет стабильное место в ряду демократических стран (одной из немногих на континенте). Ее конституционные нормы трансформируются в направлении дальнейшего расширения прав и свобод детей. Тогда как Таиланд за последние десятилетия проделал обратный путь. Если еще 10 лет назад Таиланд можно было отнести к частично свободным странам, в настоящее время он отличается значительным ограничением прав и свобод.
Таким образом, Таиланд и ЮАР демонстрируют две крайние тенденции, сопоставление с которыми российского опыта может помочь понять имеющиеся варианты развития, применимые для нашей страны.