Дата публикации: 20.06.2024

О некоторых аспектах конституционной ответственности (импичмента) судей

Аннотация

В данной статье анализируются актуальные вопросы, связанные с механизмом конституционной ответственности (импичментом) судей. По результатам проведенного исследования автор полагает необходимым устранить коллизии конституционных и законодательных норм, регулирующих данный механизм, и внести соответствующие изменения в федеральное законодательство.




В конституционном праве Российской Федерации вопросы о конституционной ответственности (импичменте) лиц, замещающих государственные должности, являются дискуссионными и малоисследованными.

Изначально Конституция РФ устанавливала конституционную ответственность таких лиц лишь в отношении Президента РФ в форме отрешения его от должности за государственную измену или совершение иного тяжкого преступления.         

Как известно, импичмент – это процедура по выдвижению обвинений в адрес конкретного чиновника (в том числе главы государства) с возможным последующим отстранением данного лица от занимаемой должности. Обычно выдвигаемые при импичменте обвинения касаются сознательно совершенных государственным служащим преступлений либо правонарушений независимо от наличия в них фактов злоупотребления чиновником его должностным положением и служебными полномочиями. С английского термин «impeachment» можно перевести как «недоверие». В Англии термин «impeachment» вошел в официальный оборот уже в XIV в., когда нижней палате английского парламента было дозволено предавать суду министров короля, уличенных в совершении тяжких государственных преступлений. Спустя еще несколько столетий данная процедура перекочевала в законодательство Соединенных Штатов, а затем ее переняли во многих современных странах.

В отечественной юридической науке также высказывались предложения о введении полноценной процедуры «импичмента судей с участием законодательных органов власти».

В рамках конституционной реформы 2020 г. в Основной Закон нашей страны включены нормы о конституционной ответственности, т.е. импичменте судей высших судов, а также кассационных и апелляционных арбитражных, военных судов и судов общей юрисдикции, суда по интеллектуальным правам. В этой связи обоснованным представляется мнение профессора М.И. Клеандрова о том, что соответствующие нормы, наделяющие Президента РФ и Совет Федерации полномочиями по применению импичмента в отношении судей, следовало включить в главу 7 Конституции РФ, посвященную деятельности судебной власти.

Список литературы

1. Добрынин Н.М. Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов : современная версия новейшей истории государства : практическое руководство : для студентов / Н.М. Добрынин. 5-е изд., перераб. и доп. Новосибирск
2. Клеандров М.И. О проблемных нововведениях 2020 года в Конституцию РФ в сфере механизма правосудия / М.И. Клеандров // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 1. С. 7–11.
3. Кондрашов А.А. Конституционно-правовая ответственность судей в Российской Федерации: перспективы законодательных решений / А.А. Кондрашов // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 10. С. 24–27.
4. Королева Е.В. Досрочное прекращение полномочий председателя суда Советом Федерации по представлению Президента РФ / Е.В. Королева // Российский судья. 2021. № 10. С. 45–48.

Остальные статьи