Дискреционность полномочий должностных лиц в реализации императивных конституционных предписаний на охрану здоровья и на свободу личности
Аннотация
В статье анализируются основополагающие, международные права на охрану здоровья и на свободу личности, имплементированные в отечественное законодательство; обосновываются возможности ограничения права на свободу личности для охраны здоровья человека, оказания ему своевременной медицинской помощи во благо общества и государства; исследуются нормы федерального отраслевого (медицинского) законодательства на соответствие универсальным принципам международного права и положениям Основного Закона; делаются выводы о необходимости уточнения отдельных положений медицинского законодательства в соответствии с основополагающими принципами международного права и Конституцией Российской Федерации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Медицинское право № 02/2024 |
Страницы | 14-17 |
Право на охрану здоровья и на свободу личности является одним из неотъемлемых, универсальных, получив закрепление в международных нормативных правовых актах, ратифицированных Российской Федерацией: Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах и других.
Поддержание здоровья личности, обеспечение и охрана ее физического и психического здоровья, свобода и равенство людей, свобода личности, свободный выбор труда, а также запреты проведения с людьми медицинских или научных опытов, содержания человека в рабстве, произвольного задержания или ареста как основополагающие, нерушимые права человека – имплементированы в Конституцию Российской Федерации и конретизированы в федеральном законодательстве.
Провозгласив неотъемлемые права и свободы человека, Конституция Российской Федерации обязала должностных лиц государства обеспечить право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 7, 41), встраивая их в систему социально-экономических прав, а также гарантируя возможность прибегнуть к услугам органов здравоохранения для оказания медицинской помощи.
Положения Основного Закона учреждают и право на свободу личности (ст. 22), предусматривающее возможность свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, выезда за пределы страны и возвращения в нее (ст. 27), в том числе свободного распоряжения своими способностями к труду (ст. 37). Следуя традициям международных правовых норм, на конституционном уровне провозглашается равенство прав и свобод человека и гражданина все зависимости от каких-либо факторов и обстоятельств, в том числе физических или психических расстройств, дефектов.
Исследование положений современной конституционно-правовой доктрины свидетельствует, что права на охрану здоровья и на свободу личности выступают основой для реализации других прав человека, для осуществления полноценной жизнедеятельности, регламентация которой находит воплощение в иных отраслевых нормах права.