Дата публикации: 13.06.2024

Мониторинг законодательства как средство совершенствования продуктов нормотворчества (на примере избирательного права)

Аннотация

В статье по результатам практики территориальных органов Минюста России и мониторинга законодательства в сфере реализации и обеспечения избирательных прав граждан сформулированы некоторые предложения по совершенствованию действующей государственной нормативной правовой основы и практики ее применения.




Нормотворчество или профессиональная деятельность по созданию общеобязательных правил поведения почетная, но, прежде всего, очень ответственная миссия, которая возлагается или может быть доверена гражданам, отвечающим высоким требованиям как моральным, нравственным, так и интеллектуальным, т.е. имеющим опыт и знания, которые не допустят ошибок, тем более умышленных искажений, и смогут приблизить категорию справедливости к повседневной жизни своих сограждан. Такое несколько идеалистическое представление о системе организации власти, ее органов и должностных лиц, кем-то даже характеризуемое как наивное, не должно нас смущать и заставлять отказываться от их выражения и обосновывания необходимости, как минимум, стремления к практическому воплощению.

Человеческий опыт на данном этапе его развития указывает на демократические механизмы формирования такого профессионального сообщества, что обеспечивается через проведение регулярных выборов по заранее известным, контролируемым и совершенствуемым правилам и практике. При этом любую практическую деятельность человека необходимо исследовать, контролировать и стремиться развивать.

Задаче изучения общественных отношений и формулирования управленческих решений в полной мере отвечает такой институт общественной деятельности, как мониторинг законодательства, мониторинг правоприменительной практики, который включает (или в идеале должен включать) широкий спектр сбора, обобщения информации, выводов и предложений, основанных на разнообразных данных. И только такой полноценный анализ должен являться поводом и основой принимаемых нормативных правовых актов или причиной внесения изменений в уже действующие документы. На практике, к сожалению, это далеко не так как на федеральном, так и на региональном, тем более на местном (муниципальном), уровне, при том, что на необходимость проведения тщательной предварительной работы до формулирования нормотворческих предложений указывали многие с незапамятных времен.

Избирательное законодательство, отношения в сфере формирования органов власти, назначения должностных лиц, в иных формах и поводах выявления воли граждан являются одними из наиболее важных в любом современном обществе, от их совершенства, продуманности и результатов реализации зависит (во многом) развитие если не всех, то многих вопросов, в том числе общественная стабильность, ее совершенствование.

Анализ некоторых недавних отечественных публикаций по вопросам совершенства избирательного российского законодательства показывает наличие как теоретических проблем, так и необходимости практических решений, в которых должны быть задействованы и нормотворческие органы, и судебные разных уровней нашего сложносоставного государства.

Список литературы

1. Артамонов А.Н. Изменение системы регионального нормотворчества как способ улучшения его качества / А.Н. Артамонов // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 8. С. 40–43.
2. Артамонов А.Н. Пределы совершенствования законодательства и некоторые его современные недостатки / А.Н. Артамонов // Российская юстиция. 2020. № 11. С. 47–48.
3. Артамонов А.Н. Принципы законотворчества в законодательном процессе региональных парламентов / А.Н. Артамонов // Российская юстиция. 2012. № 10. С. 20–22.
4. Артамонов А.Н. Причина искажений и дефектов законодательства в дублировании правовых норм (запрет на дублирование правовых норм, как способ обеспечения единства правового пространства государства) / А.Н. Артамонов // Вестник Российской правовой академии.
5. Демьянов Е.В. Конституционно-правовые аспекты совершенствования законодательства по вопросам функционирования избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации / Е.В. Демьянов // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 3. С. 47–50.
6. Лукьянова Е.А. Классификация поправок в избирательное законодательство как маркер целей и задач власти / Е.А. Лукьянова, Е.Н. Порошин // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 3. С. 29–37.
7. Чашин А.Н. Предпосылки кодификации избирательного законодательства / А.Н. Чашин // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 4. С. 40–41.
8. Шевердяев С.Н. Предложения по корректировке российского избирательного законодательства в вопросе финансирования выборов / С.Н. Шевердяев // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 8. С. 50–54.

Остальные статьи