Мониторинг законодательства как средство совершенствования продуктов нормотворчества (на примере избирательного права)
Аннотация
В статье по результатам практики территориальных органов Минюста России и мониторинга законодательства в сфере реализации и обеспечения избирательных прав граждан сформулированы некоторые предложения по совершенствованию действующей государственной нормативной правовой основы и практики ее применения.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Избирательное законодательство и практика № 02/2024 |
| Страницы | 27-30 |
| DOI | 10.18572/2500-0306-2024-2-27-30 |
Нормотворчество или профессиональная деятельность по созданию общеобязательных правил поведения почетная, но, прежде всего, очень ответственная миссия, которая возлагается или может быть доверена гражданам, отвечающим высоким требованиям как моральным, нравственным, так и интеллектуальным, т.е. имеющим опыт и знания, которые не допустят ошибок, тем более умышленных искажений, и смогут приблизить категорию справедливости к повседневной жизни своих сограждан. Такое несколько идеалистическое представление о системе организации власти, ее органов и должностных лиц, кем-то даже характеризуемое как наивное, не должно нас смущать и заставлять отказываться от их выражения и обосновывания необходимости, как минимум, стремления к практическому воплощению.
Человеческий опыт на данном этапе его развития указывает на демократические механизмы формирования такого профессионального сообщества, что обеспечивается через проведение регулярных выборов по заранее известным, контролируемым и совершенствуемым правилам и практике. При этом любую практическую деятельность человека необходимо исследовать, контролировать и стремиться развивать.
Задаче изучения общественных отношений и формулирования управленческих решений в полной мере отвечает такой институт общественной деятельности, как мониторинг законодательства, мониторинг правоприменительной практики, который включает (или в идеале должен включать) широкий спектр сбора, обобщения информации, выводов и предложений, основанных на разнообразных данных. И только такой полноценный анализ должен являться поводом и основой принимаемых нормативных правовых актов или причиной внесения изменений в уже действующие документы. На практике, к сожалению, это далеко не так как на федеральном, так и на региональном, тем более на местном (муниципальном), уровне, при том, что на необходимость проведения тщательной предварительной работы до формулирования нормотворческих предложений указывали многие с незапамятных времен.
Избирательное законодательство, отношения в сфере формирования органов власти, назначения должностных лиц, в иных формах и поводах выявления воли граждан являются одними из наиболее важных в любом современном обществе, от их совершенства, продуманности и результатов реализации зависит (во многом) развитие если не всех, то многих вопросов, в том числе общественная стабильность, ее совершенствование.
Анализ некоторых недавних отечественных публикаций по вопросам совершенства избирательного российского законодательства показывает наличие как теоретических проблем, так и необходимости практических решений, в которых должны быть задействованы и нормотворческие органы, и судебные разных уровней нашего сложносоставного государства.
