Дата публикации: 13.06.2024

Цифровой суверенитет государств-реципиентов иностранных технологий электронного голосования

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы цифрового суверенитета государства в условиях стремительного развития цифровых коммуникационных платформ, одним из проявлений которых является электронное правительство и электронное голосование. Власти многих государств обращаются к зарубежным IT-компаниям, готовым создавать и администрировать всю инфраструктуру выборов, но при этом государства-реципиенты технологий электронного голосования рискуют превратиться в цифровую колонию IT-компании, которая, организуя выборы, вмешивается во внутренние дела другого государства. На мировом рынке электронного голосования доминируют западные IT-компании, большинство которых зарегистрированы в США. В заключение делается вывод, что государства, способные создать собственные технологические решения по организации электронного голосования, должны стремиться не использовать зарубежные продукты, а России необходимо активнее продвигать свои подходы по защите от иностранного вмешательства в выборы.




Проблемы обеспечения суверенитета государств в последнее время стали актуальной темой научного дискурса у юристов, политологов, специалистов по международным отношениям, а также журналистов. Суверенитет является одним из основополагающих принципов международного права и родовым признаком государства. В ст. 3 Конституции Российской Федерации закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. В п. 1 ст. 2 Устава ООН закрепляется неразрывная связь государства и суверенитета, акцентируется внимание на принципе суверенного равенства всех ее членов.

В первой четверти XXI в. в связи с широким проникновением во все сферы жизни общества цифровых коммуникационных платформ, одним из проявлений которых является электронное правительство и электронное голосование, власти многих государств обращаются к зарубежным IT-компаниям, готовым создавать и администрировать всю инфраструктуру выборов. В этом контексте возникает понятие цифрового суверенитета, который, по мнению автора, является продолжением традиционного. Цифровой суверенитет соединяет суверенную власть государства, которое контролирует обмен информацией в Интернете, хранение данных о гражданах на своей территории, активность пользователей на цифровых коммуникационных платформах. Первыми исследователями проблем разграничения суверенитета и цифрового суверенитета, опубликовавшими работы на русском языке, стали М. Роблес-Каррильо, понимающая под цифровым суверенитетом власть, способность и автономию, а также И.А. Кравец, представивший качественный научный анализ моделей цифрового суверенитета и конституционализма.

При этом государства, делегирующие проведение выборов зарубежным компаниям, рискуют потерей цифрового суверенитета, потому что IT-компании, контролирующие базы данных избирателей, организацию и проведение выборов, могут оказывать давление на правительства с целью изменения внешнеполитического курса конкретного государства-реципиента новых технологий голосования и политического управления массами. Экспорт платформ электронного голосования помимо очевидного коммерческого интереса компаний-производителей также является эффективным инструментом электоральной дипломатии для усиления международного влияния государства, в котором разработана данная платформа.

Среди основных принципов суверенитета государства выделяют: неотчуждаемость, невмешательство других государств во внутренние дела, способность обеспечить единство и неделимость государственной территории. В случае с зарубежными IT-компаниями, предоставляющими платформы электронного правительства и электронного голосования государству-реципиенту, налицо вмешательство во внутренние дела другого государства. Троянский конь цифровизации представляет серьезную угрозу для политической самостоятельности государств, неспособных создавать собственные коммуникационные платформы для обмена информацией между государством и обществом.

Многие страны сегодня находятся в процессе транзита от «субъект-объектных» отношений государства и общества к «субъект-субъектным», где общество более активно соучаствует в управлении страной посредством электронного голосования по инициативам благоустройства, распределения бюджетных средств, опросов общественного мнения, политических выборов и референдумов. По состоянию на 2024 г. более 50 государств применяют технологии электронного голосования и биометрической идентификации избирателей на выборах и референдумах различного уровня.

Список литературы

1. Борисов И.Б. Электронное голосование в Эстонии бьет рекорды. Общее и особенное в международном развитии ДЭГ / И.Б. Борисов, А.В. Игнатов // Избирательное законодательство и практика. 2023. № 1. С. 14–20.
2. Карамян И.А. Информатизация электорального процесса в контексте формирования электронной демократии (опыт Армении) / И.А. Карамян // Вестник Российско-Армянского (славянского) университета: гуманитарные и общественные науки. 2019. № 2 . С. 69–83.
3. Кравец И.А. Демократический конституционный краудсорсинг и модели цифрового конституционализма для публично-правовой коммуникации и конституционных изменений / И.А. Кравец // Сравнительное конституционное обозрение. 2024. Т. 33. № 1 (158). С. 60–89. DOI:
4. Роблес-Каррильо М. Суверенитет и цифровой суверенитет / М. Роблес-Каррильо // Journal of Digital Technologies and Law. 2023. № 1 (3). С. 673–690. <a href="https://doi.org/10.21202/jdtl.2023.29." target="_blank">https://doi.org/10.21202/jdtl.2023.29.</a>
5. Федоров В.И. Электронное голосование как имиджевый донор: случай Кыргызстана / В.И. Федоров // Избирательное законодательство и практика. 2018. № 4. С. 35–37.
6. Федоров В.И. Электронное голосование как сеть коммуникаций между государством и обществом / В.И. Федоров // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2022. № 4. DOI: 10.18384/2224-0209-2022-4-1208.
7. Heller K.J. In Defense of Pure Sovereignty in Cyberspace / K.J. Heller // International Law Studies. 2021. № 97. P. 1432–1499.

Остальные статьи