Цифровой суверенитет государств-реципиентов иностранных технологий электронного голосования
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы цифрового суверенитета государства в условиях стремительного развития цифровых коммуникационных платформ, одним из проявлений которых является электронное правительство и электронное голосование. Власти многих государств обращаются к зарубежным IT-компаниям, готовым создавать и администрировать всю инфраструктуру выборов, но при этом государства-реципиенты технологий электронного голосования рискуют превратиться в цифровую колонию IT-компании, которая, организуя выборы, вмешивается во внутренние дела другого государства. На мировом рынке электронного голосования доминируют западные IT-компании, большинство которых зарегистрированы в США. В заключение делается вывод, что государства, способные создать собственные технологические решения по организации электронного голосования, должны стремиться не использовать зарубежные продукты, а России необходимо активнее продвигать свои подходы по защите от иностранного вмешательства в выборы.
Тип | Статья |
Издание | Избирательное законодательство и практика № 02/2024 |
Страницы | 23-26 |
DOI | 10.18572/2500-0306-2024-2-23-26 |
Проблемы обеспечения суверенитета государств в последнее время стали актуальной темой научного дискурса у юристов, политологов, специалистов по международным отношениям, а также журналистов. Суверенитет является одним из основополагающих принципов международного права и родовым признаком государства. В ст. 3 Конституции Российской Федерации закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. В п. 1 ст. 2 Устава ООН закрепляется неразрывная связь государства и суверенитета, акцентируется внимание на принципе суверенного равенства всех ее членов.
В первой четверти XXI в. в связи с широким проникновением во все сферы жизни общества цифровых коммуникационных платформ, одним из проявлений которых является электронное правительство и электронное голосование, власти многих государств обращаются к зарубежным IT-компаниям, готовым создавать и администрировать всю инфраструктуру выборов. В этом контексте возникает понятие цифрового суверенитета, который, по мнению автора, является продолжением традиционного. Цифровой суверенитет соединяет суверенную власть государства, которое контролирует обмен информацией в Интернете, хранение данных о гражданах на своей территории, активность пользователей на цифровых коммуникационных платформах. Первыми исследователями проблем разграничения суверенитета и цифрового суверенитета, опубликовавшими работы на русском языке, стали М. Роблес-Каррильо, понимающая под цифровым суверенитетом власть, способность и автономию, а также И.А. Кравец, представивший качественный научный анализ моделей цифрового суверенитета и конституционализма.
При этом государства, делегирующие проведение выборов зарубежным компаниям, рискуют потерей цифрового суверенитета, потому что IT-компании, контролирующие базы данных избирателей, организацию и проведение выборов, могут оказывать давление на правительства с целью изменения внешнеполитического курса конкретного государства-реципиента новых технологий голосования и политического управления массами. Экспорт платформ электронного голосования помимо очевидного коммерческого интереса компаний-производителей также является эффективным инструментом электоральной дипломатии для усиления международного влияния государства, в котором разработана данная платформа.
Среди основных принципов суверенитета государства выделяют: неотчуждаемость, невмешательство других государств во внутренние дела, способность обеспечить единство и неделимость государственной территории. В случае с зарубежными IT-компаниями, предоставляющими платформы электронного правительства и электронного голосования государству-реципиенту, налицо вмешательство во внутренние дела другого государства. Троянский конь цифровизации представляет серьезную угрозу для политической самостоятельности государств, неспособных создавать собственные коммуникационные платформы для обмена информацией между государством и обществом.
Многие страны сегодня находятся в процессе транзита от «субъект-объектных» отношений государства и общества к «субъект-субъектным», где общество более активно соучаствует в управлении страной посредством электронного голосования по инициативам благоустройства, распределения бюджетных средств, опросов общественного мнения, политических выборов и референдумов. По состоянию на 2024 г. более 50 государств применяют технологии электронного голосования и биометрической идентификации избирателей на выборах и референдумах различного уровня.