Цифровой электоральный суверенитет в современной России
Аннотация
В статье изложены размышления на тему народного суверенитета России, проявляющегося в выражении народной воли на выборах с использованием современных информационных технологий. Дается характеристика института выборов в контексте рассматриваемой темы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Избирательное законодательство и практика № 02/2024 |
Страницы | 14-17 |
DOI | 10.18572/2500-0306-2024-2-14-17 |
Прежде всего, отметим, что само понятие «цифровой электоральный суверенитет» является весьма условным. Скорее, это словосочетание следует рассматривать как некий рабочий вариант, который можно использовать при рассуждениях на тему внедрения и совершенствования современных информационных технологий в избирательном процессе. По нашему глубокому убеждению, государственный суверенитет един и неделим, он либо существует именно в таком качестве – единого и неделимого, либо его нет. Государственный суверенитет монолитен и не может дробиться среди ветвей государственной власти, государственных институтов и органов, а равно не может делиться с иными государствами либо надгосударственными формациями. Следовательно, в рассуждениях о том или ином виде суверенитета, скорее, следует понимать под видами или разновидностями суверенитета его проявление в той или иной сфере деятельности государства. Народный суверенитет многогранен. Как напрямую следует из отдельных положений Конституции РФ, единственным, исключительным носителем власти в стране является ее многонациональный народ, а свободные выборы и референдум являются высшими непосредственными формами осуществления этой власти (ст. 3 Конституции РФ).
Таким образом, одним из основных функциональных назначений института выборов в современной России является непосредственное осуществление народного суверенитета или реализация власти народа. Эти естественно-правовые нормы как принципы высшего порядка, проистекающие из воли многонационального народа России, основанные на сложившихся веками его нравственных принципах и традициях, обрели позитивно-правовую форму в положениях Конституции РФ. Волей народа России учреждается социальный порядок и легитимируется публичная власть во всех ее ветвях и институтах. Выборы, включая современные форматы их осуществления (дистанционное электронное голосование, электронный список избирателей, терминалы электронного голосования и др.), представляют собой юридическую форму такой легитимации, механизм формирования органов публичной власти или делегирования полномочий на власть избираемым народом представителям.
Государственная власть – выделенный для строго определенных социальных целей объем народной силы, при этом значительно меньший, чем остается за таким выделом у народа. И если к таковым социальным целям можно смело отнести устойчивое развитие общества во всех сферах его жизнедеятельности, а также укрепление российской государственности, то выборы и, в более широком плане, избирательный процесс в России становятся фактором стабильного развития общества, способом формирования политического единства народа.
Основную тональность здесь, безусловно, задает Основной Закон страны, провозглашающий равенство наименований «Российская Федерация» и «Россия» (ч. 2 ст. 2 Конституции РФ). Первое наименование указывает на государственно-правовую и территориальную форму организации государства. Второе взывает к преамбуле Конституции РФ, к многонациональному народу, соединенному общей судьбой на своей земле, сохраняющему исторически сложившееся государственное единство, чтящему память предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождающего суверенную государственность России, стремящегося обеспечить благополучие и процветание России, принимающего ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.
Издавна народ рассматривался как ступень цивилизации человеческой общины, как бесконечно сложное социальное образование. К факторам, обеспечивающим национальную идентичность, относили не только общность политической власти, общность расы и языка, общность религии, однако только лишь этих основ недостаточно для создания национальной солидарности. Элементом национального единства становится общность традиций, потребностей и стремлений. Так же, как и человечество создано более из мертвых, чем из живых, так и нация создана более из мертвых, чем из живых: воспоминания о проделанной борьбе, о поражениях и победах более всего способствуют формированию сознания национальной солидарности. Единство и преемственность традиций позволяют рассматривать нацию как историческое образование.