Дата публикации: 13.06.2024

Цифровой электоральный суверенитет в современной России

Аннотация

В статье изложены размышления на тему народного суверенитета России, проявляющегося в выражении народной воли на выборах с использованием современных информационных технологий. Дается характеристика института выборов в контексте рассматриваемой темы.




Прежде всего, отметим, что само понятие «цифровой электоральный суверенитет» является весьма условным. Скорее, это словосочетание следует рассматривать как некий рабочий вариант, который можно использовать при рассуждениях на тему внедрения и совершенствования современных информационных технологий в избирательном процессе. По нашему глубокому убеждению, государственный суверенитет един и неделим, он либо существует именно в таком качестве – единого и неделимого, либо его нет. Государственный суверенитет монолитен и не может дробиться среди ветвей государственной власти, государственных институтов и органов, а равно не может делиться с иными государствами либо надгосударственными формациями. Следовательно, в рассуждениях о том или ином виде суверенитета, скорее, следует понимать под видами или разновидностями суверенитета его проявление в той или иной сфере деятельности государства. Народный суверенитет многогранен. Как напрямую следует из отдельных положений Конституции РФ, единственным, исключительным носителем власти в стране является ее многонациональный народ, а свободные выборы и референдум являются высшими непосредственными формами осуществления этой власти (ст. 3 Конституции РФ).

Таким образом, одним из основных функциональных назначений института выборов в современной России является непосредственное осуществление народного суверенитета или реализация власти народа. Эти естественно-правовые нормы как принципы высшего порядка, проистекающие из воли многонационального народа России, основанные на сложившихся веками его нравственных принципах и традициях, обрели позитивно-правовую форму в положениях Конституции РФ. Волей народа России учреждается социальный порядок и легитимируется публичная власть во всех ее ветвях и институтах. Выборы, включая современные форматы их осуществления (дистанционное электронное голосование, электронный список избирателей, терминалы электронного голосования и др.), представляют собой юридическую форму такой легитимации, механизм формирования органов публичной власти или делегирования полномочий на власть избираемым народом представителям.

Государственная власть – выделенный для строго определенных социальных целей объем народной силы, при этом значительно меньший, чем остается за таким выделом у народа. И если к таковым социальным целям можно смело отнести устойчивое развитие общества во всех сферах его жизнедеятельности, а также укрепление российской государственности, то выборы и, в более широком плане, избирательный процесс в России становятся фактором стабильного развития общества, способом формирования политического единства народа.

Основную тональность здесь, безусловно, задает Основной Закон страны, провозглашающий равенство наименований «Российская Федерация» и «Россия» (ч. 2 ст. 2 Конституции РФ). Первое наименование указывает на государственно-правовую и территориальную форму организации государства. Второе взывает к преамбуле Конституции РФ, к многонациональному народу, соединенному общей судьбой на своей земле, сохраняющему исторически сложившееся государственное единство, чтящему память предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождающего суверенную государственность России, стремящегося обеспечить благополучие и процветание России, принимающего ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

Издавна народ рассматривался как ступень цивилизации человеческой общины, как бесконечно сложное социальное образование. К факторам, обеспечивающим национальную идентичность, относили не только общность политической власти, общность расы и языка, общность религии, однако только лишь этих основ недостаточно для создания национальной солидарности. Элементом национального единства становится общность традиций, потребностей и стремлений. Так же, как и человечество создано более из мертвых, чем из живых, так и нация создана более из мертвых, чем из живых: воспоминания о проделанной борьбе, о поражениях и победах более всего способствуют формированию сознания национальной солидарности. Единство и преемственность традиций позволяют рассматривать нацию как историческое образование.

Список литературы

1. Данилевский Н.А. Россия и Европа / Н.А. Данилевский. Москва : АСТ ; ОГИЗ, 2023. 624 с.
2. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства / Л. Дюги. Москва : Типография т-ва И.Д. Сытина, 1908, 957 с.
3. Зорькин В.Д. Лекция на XII Международном петербургском юридическом форуме 12.05.2023 / В.Д. Зорькин. URL: <a href="https://legalforum.info/programme/business-programme/2876/#broadcast" target="_blank">https://legalforum.info/programme/business-programme/2876/#broadcast</a> (дата обращения: 26.04.2024).
4. Ильин И.А. Национальная Россия: наши задачи / И.А. Ильин. Москва : Алгоритм, 2015. 462 с.
5. Ильин И.А. О сущности правосознания // Ильин И.А. Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 4 / И.А. Ильин ; составитель, автор вступительной статьи и комментария Ю.Т. Лисица. Москва : Русская книга, 1994. 620 с.
6. Марченко М.Н. Теория государства и права : хрестоматия. В 2 томах. Т. 1 / автор-составитель М.Н. Марченко. Москва : Городец, 2004. 895 с.
7. Матье Б. Право против демократии? / Б. Матье ; перевод с французского Я.И. Лебедевой ; под редакцией А.И. Ковлера. Москва : Норма, 2021. 200 с.
8. Тахтарев К.М. От представительства к народовластию : к изучению новейших стремлений политического развития современного общества / К.М. Тахтарев. 2-е изд. Москва : ЛЕНАД, 2015. 232 с.
9. Эбзеев Б.С. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Б.С. Эбзеев ; под редакцией В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересм. Москва : Норма ; Инфра-М, 2011. 1007 с.
10. Эбзеев Б.С. Конституционное право России / Б.С. Эбзеев. Москва : Проспект, 2019. 768 с.

Остальные статьи