Политические партии и иные общественные объединения как носители общественной власти
Аннотация
Статья посвящена анализу роли политических партий и общественных объединений в целом в системе публичной власти России. Общественные объединения, прежде всего партии, рассматриваются как институт гражданского общества, участвующий в реализации публичной власти. Осмысляются тенденции усложнения отношений общественных объединений с органами публичной власти, формирования общественной подсистемы публичной власти. Делается вывод о необходимости расширения конституционного и законодательного регулирования данных отношений, приводятся рекомендации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Избирательное законодательство и практика № 02/2024 |
Страницы | 10-13 |
DOI | 10.18572/2500-0306-2024-2-10-13 |
Полагаем, что избирательная система государства работает наиболее эффективно, обеспечивает широкое народное представительство в том случае, если электоральные процессы проходят с участием системы общественных объединений, прежде всего политических партий. При этом сами эти объединения сегодня выступают значимыми институтами гражданского общества и, одновременно, кадровой основой представительной власти, их взаимодействие с представительными органами усложняется.
В юридической науке непосредственное осуществление власти народом преимущественно исследовалось в формах непосредственной демократии (выборы, референдумы). При этом референдум, очевидно, не самый распространенный способ принятия решений, а выборы охватывают формирование лишь малой части органов власти. Но современное конституционное развитие связано с осмыслением все более значимого места гражданского общества, прежде всего общественных объединений, в системе публичной власти. В литературе отмечается, что именно гражданское общество становится наиболее действенным социальным форматом демократии. В конституциях большинства государств провозглашена ценность участия граждан и их объединений в публичных делах. Именно такая роль гражданского общества обсуждалась на заседаниях Конституционной комиссии при подготовке концепции Конституции Российской Федерации в 1990 г.
Гражданское общество напрямую не стало предметом конституционного регулирования в 1993 г., хотя многие идеи общественной власти были востребованы. В 2020 г. конституционная формулировка о вхождении органов государственной власти и органов местного самоуправления в единую систему публичной власти (но не образовании ими данной системы) вместе с упоминанием гражданского общества в ст. 114 Конституции Российской Федерации (одной из функций Правительства Российской Федерации является его поддержка) позволяют говорить о власти гражданского общества как о третьей (а скорее базовой) подсистеме публичной власти. Институты гражданского общества, включая общественные объединения, все более влияют на функционирование органов публичной власти во многих государствах. Исключение общественной власти из контекста властвования подрывает саму суть публичности (т.е. народности) власти, народовластия.
Согласимся с Е.И. Козловой, что народовластие тесно связано с концепцией «воли народа», которая «являет собой составляющую содержания народовластия, его субстрат». Именно с волей народа традиционно в российской (советской) науке увязывался прогресс государства и права. В этой связи важно разработать современную концепцию общественной власти в науке, чтобы она получила возможность более четкого и полного институционально-правового оформления. Поэтому поиск и дискуссия в этом направлении весьма продуктивны и ценны.
Очевидно, что народовластие предполагает осуществление народом осознанных действий по реализации своих властных полномочий. Именно участие структур гражданского общества в правообразующих правоотношениях выступает основной организованной формой выражения народовластия. В ряду видов самоорганизации граждан, реализующих общественную власть, первое место принадлежит группам и объединениям общественности, непосредственно влияющим (воздействующим) на органы публичной власти (прежде всего партиям). Логическим завершением появления новых форм и видов народовластия и названа общественная, народная, избирательная власть.