Система гарантий избирательных прав как опорная юридическая конструкция механизма делегирования власти народом
Аннотация
В статье показано, что гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан одновременно выполняют и роль гарантий механизма делегирования власти избираемым органам и должностным лицам, принятия законных решений на референдуме. В этом проявляется гармоничный дуализм их правовой природы, которым обусловлено их двуединое предназначение в демократическом правовом государстве. Во втором своем аспекте система гарантий избирательных прав выступает краеугольным камнем всей легитимной системы публичной власти и опорной юридической конструкцией делегирования народом власти, источником которой он является. Предлагается несколько расширенное по сравнению с закрепленным в действующем законодательстве определение гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме. Обозначаются перспективы дальнейшей детализации системы гарантий избирательных прав в широком контексте совершенствования механизма делегирования власти народом.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Избирательное законодательство и практика № 02/2024 |
Страницы | 2-9 |
DOI | 10.18572/2500-0306-2024-2-2-9 |
Фундаментальная значимость гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации для современного народовластия неоспорима, их система (включающая основные и дополнительные гарантии) детально и эффективно регламентирована в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации о выборах и референдумах. Вопросы понимания, теоретических основ, правового регулирования и практики реализации этих гарантий заслуженно находятся в фокусе научно-теоретического внимания многих исследователей.
В настоящей работе, в свою очередь, предпринята попытка комплексно взглянуть на феномен гарантий избирательных прав с позиций конституционно-правовой концепции ответственного делегирования власти народом в Российской Федерации и рассмотреть их систему в качестве опорной правовой конструкции, обеспечивающей механизмы делегирования власти.
Прежде всего, следует отметить, что главным измерением гарантий избирательных прав, безусловно, являются собственно указанные субъективные права граждан, которые должны быть надлежащим образом обеспечены со стороны публичной власти в лице законодателей, организаторов выборов, иных органов и должностных лиц, принимающих в рамках своей компетенции участие в подготовке и проведении выборов и референдумов. Но одновременно эти гарантии выступают важным механизмом обеспечения объективного периодического делегирования народом власти в рамках свободных выборов, а также, по мере необходимости, референдума и тем самым служат организационно-правовым фундаментом стабильной подтверждающей легитимации органов публичной власти.
Субъективные политические права граждан неразрывно связаны самим своим предназначением с обеспечением легитимной и стабильно функционирующей системы публичной власти, причем связующим звеном и опорной конструкцией здесь служат именно выверенные и постоянно совершенствуемые гарантии таких прав. Понимаемые таким образом гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации заслуживают особого внимания государства в рамках современного конституционного развития.
Сами выборы определяются в законе как форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица (подп. 9 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ)). Законодатель отнюдь не случайно заложил целеполагание в процитированную легальную дефиницию. Политические права, среди которых центральное место занимают именно избирательные, не направлены исключительно на собственные потребности человека и гражданина, но служат также цели обеспечения постоянного процесса делегирования власти, выражающегося при их реализации в формировании органов публичной власти, наделения полномочиями избираемых должностных лиц. В их реализации проявляется не только мера свободы личности, определяющая сущность субъективного права, но и внутренне присущая личности ответственность перед обществом, которое в демократическом государстве должно иметь стабильную легитимно сформированную систему государственных и муниципальных органов.