Правовая культура как учебная дисциплина
Аннотация
Актуальность статьи состоит в необходимости повышения правовой культуры по каждому отдельному направлению подготовки учащихся бакалавриата. Предполагается, что изучение правовой культуры способствует повышению уровня правового сознания будущего специалиста, обогатит его словарный запас специальной терминологией, сделает язык обучающегося и выпускника более понятным для профессионального юриста любой сферы, придаст уверенности и образованности как личности. Знания по учебной дисциплине «Правовая культура» приобретаются обучающимся для жизни и помогут ему даже в бытовых ситуациях: при обращении в банковские организации, взаимодействии с государственными и муниципальными органами и учреждениями. Развитие правовой культуры отдельного человека способствует укреплению всего общества, приводит к пониманию сущности ситуации изнутри и обучает нестандартным конструктивным реакциям поведения в рамках правового поля.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Культура: управление, экономика, право № 02/2024 |
Страницы | 21-25 |
DOI | 10.18572/2070-2159-2024-2-21-25 |
Актуальность выбранной темы. Актуальность темы состоит в необходимости получения правовых знаний обучающимися в российских вузах студентами всех направлений. Однако, как показывает практика, правовая культура предусматривается как дисциплина только в учреждениях высшего образования по смежным специальностям. Отметим, что смежными специальностями являются направления деятельности, которые имеют общую базу, но требуют дополнительных навыков иных профессий.
Новизна работы. В современной науке насчитывается значительное количество работ, связанных с определением категории «правовая культура», однако данная категория рассматривается исключительно как научная категория в теории государства и права. На данный момент не выявлено научных работ, связанных с исследованием правовой культуры как учебной дисциплины.
Автором предлагается начать исследование с понятия «учебная дисциплина». Учебная дисциплина рассматривается Д.З. Ахметовой, В.Ф. Габдулхаковым с точки зрения ведения образовательного процесса как «система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства»; О.В. Вендина определяет учебную дисциплину, методическую и учебную категорию как «структурную, организационную и дидактическую единицу, обладающую собственными предметом и методами исследования, набором фактов, научным языком, гипотезами, законами, теориями, концепциями, принципами»; Н.А. Логинова указывает на учебную дисциплину как «одно из средств реализации содержания высшего профессионального образования в системе высших учебных заведений».
Предложенные автором точки зрения подтверждают многогранность и, в первую очередь, методичность категории. Сама по себе учебная дисциплина закрепляется в ряде нормативных актов, определяющих учебную дисциплину как формальную образовательную единицу. Однако на сколько формальная образовательная единица превратится в эффективную образовательную категорию, несущую не только знания, но и закладывающую основы для осознанного навыка приобретения знаний в будущем и способности применять полученные знания и адаптировать их для применения не только в профессии, но и во всех сторонах социальной жизни.
Следует обратить внимание на мнение В.Н. Протасова как преподавателя теории государства и права, который понимает учебную дисциплину как «подготовленную особым образом информацию (систему сведений, построенную в соответствии с конкретной учебной программой), усвоение которой полагается необходимым для подготовки специалистов соответствующего профиля и уровня. Содержание учебной дисциплины может формироваться на базе как одной, так и на базе нескольких наук». Значимой в данном определении является «подготовленная особым образом информация», подтверждающая необходимость предварительной обработки и адаптации знаний для определенной категории студенческого коллектива. Ведь даже студенческие группы в одном потоке могут по-разному воспринимать правовую информацию. Автор предлагает именно «информацию», скорее всего потому, что в век цифровых технологий и динамично меняющегося мира именно информация становится формой управления обществом и государством. Безусловно, базовые знания не могут не применяться в ходе изучения учебной дисциплины, однако они составляют лишь базовую часть и их не может быть много.