Уголовно-правовая охрана обработки персональных данных в сфере спорта: постановка вопроса
Аннотация
Автором ставится вопрос о распространенности нарушений, совершаемых при незаконной обработке персональных данных в сфере спорта. Среди причин проблем правоприменения называется неопределенность и незавершенность положений ст. 13.11 КоАП РФ, наряду с пробельностью Уголовного кодекса РФ, в части усиления противодействия противоправным проявлениям путем последовательной криминализации нарушений законодательства Российской Федерации в области персональных данных, административная ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 1, 2 ст. 13.11 КоАП РФ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 06/2024 |
Страницы | 37-41 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-6-37-41 |
Вопрос об обеспечении безопасности персональных данных (далее — персональные данные, ПД) граждан при их обработке в виде законодательного закрепления самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны является насущным и даже немного запоздалым, особенно при правовом регулировании общественных отношений в области физической культуры и спорта (далее — спорт).
По нашему мнению, в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны следует рассматривать как ПД в целом, так и обработку персональных данных (далее — обработка ПД), как наиболее распространенную часть отношений в области ПД.
В аспекте исследования такого отдельного объекта уголовно-правовой охраны, как информационная безопасность обработки ПД, предлагаем понимать состояние защищенности процесса обработки ПД, обеспечивающей надлежащее функционирование информационного пространства, касающегося обработки ПД, защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Е.Е. Никитина, рассматривая информационную безопасность как элемент конституционного статуса личности, обосновано относит ПД к информационным правам человека, входящим в одну из групп классификационных конституционных прав человека.
В соответствии с п. 14 Указа Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» к угрозам информационной безопасности отнесено увеличение числа преступлений, «связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий».