Развитие уголовного законодательства об ответственности за преступления при осуществлении государственных закупок
Аннотация
В статье проводится анализ процесса включения в Уголовный кодекс РФ норм, устанавливающих ответственность за преступления в области государственных закупок. Современное законодательство содержит группу уголовно-правовых запретов, охраняющих однородные общественные отношения, обеспечивающие реализацию государственных закупок. Указанные составы характеризуются отсутствием системности и конкуренцией. Унификация уголовно-правовых запретов, а также распространение законодательных новелл, в частности специального основания освобождения от уголовной ответственности, квалифицирующих признаков, позволит как улучшить правоприменительную практику, так и минимизировать преступные последствия от деяний в сфере государственных закупок.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 06/2024 |
Страницы | 32-36 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-6-32-36 |
Благодаря закупкам товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации решается ряд важнейших задач, обеспечивающих работоспособность государственных и муниципальных органов; реализацию социальных программ и др. Растущие потребности государства обусловливают постоянный рост сферы закупок, современные условия свидетельствуют также и о росте потребностей, обеспечиваемых посредством государственного оборонного заказа.
Преступления в сфере государственных закупок не только наносят колоссальный материальный ущерб, но и ставят под вопрос возможность исполнения важнейших задач, стоящих перед государством. В своей статье А.Д. Ильяков приводит следующие данные, характеризующие деятельность прокуратуры в целях возмещения ущерба, наносимого преступлениями в исследуемой области: «…в сфере осуществления контроля за расходами направлено 63 заявления (иска), приняты иные меры реагирования на сумму 1 139 076 тыс. руб., удовлетворено 42 заявления (иска) на сумму 1 120 320 тыс. руб., в доход государства обращено имущество на общую сумму 322 074 тыс. руб.», что свидетельствует о непрерывной работе правоохранительных и судебных органов по противодействию коррупции в области публичных закупок.
Что касается законодательного регулирования исследуемой сферы, то с декабря 2017 г. в уголовном законодательстве Российской Федерации отмечается тенденция дифференциации ответственности за преступления в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также государственного оборонного заказа. Традиционно под дифференциацией в уголовном праве понимается разработка на уровне закона такого разнообразия мер уголовно-правового характера, которое в наибольшей мере соответствовало бы разнообразию типовой общественной опасности преступления и лиц, их совершающих.
С 2017 г. отечественное уголовное законодательство пополнилось десятью составами преступлений, регламентирующих ответственность как исполнителей, так и заказчиков, участвующих в процедуре публичных закупок. По справедливому мнению, Ю.Е. Пудовочкина и М.М. Бабаева, указанные изменения следует рассматривать в качестве усиления требований по соблюдению исполнительской дисциплины, являющихся составной частью реформы по построению «сильного государства»[3].
Первая «волна изменений» характеризуется введением двух составов преступлений в области защиты общественных отношений при выполнении государственного оборонного заказа — ст. 201.1 и 285.4 УК РФ, предусматривающих уголовную ответственность для лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или некоммерческой организации, которая является головным исполнителем, заключившим с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу, а также для должностных лиц, злоупотребляющих своими должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа, соответственно. Указанные нормы являются дифференциацией имеющихся в уголовном законодательстве составов злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК РФ) и злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), характеризуются в первую очередь увеличением санкций, а также введением дополнительного квалифицирующего признака — совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, что безусловно является шагом в правильном направлении, так как предварительный сговор (картельность), во-первых, достаточно распространен при закупках, а во-вторых, значительно повышает общественную опасность содеянного.