Дата публикации: 13.06.2024

Развитие уголовного законодательства об ответственности за преступления при осуществлении государственных закупок

Аннотация

В статье проводится анализ процесса включения в Уголовный кодекс РФ норм, устанавливающих ответственность за преступления в области государственных закупок. Современное законодательство содержит группу уголовно-правовых запретов, охраняющих однородные общественные отношения, обеспечивающие реализацию государственных закупок. Указанные составы характеризуются отсутствием системности и конкуренцией. Унификация уголовно-правовых запретов, а также распространение законодательных новелл, в частности специального основания освобождения от уголовной ответственности, квалифицирующих признаков, позволит как улучшить правоприменительную практику, так и минимизировать преступные последствия от деяний в сфере государственных закупок.




Благодаря закупкам товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации решается ряд важнейших задач, обеспечивающих работоспособность государственных и муниципальных органов; реализацию социальных программ и др. Растущие потребности государства обусловливают постоянный рост сферы закупок, современные условия свидетельствуют также и о росте потребностей, обеспечиваемых посредством государственного оборонного заказа.

Преступления в сфере государственных закупок не только наносят колоссальный материальный ущерб, но и ставят под вопрос возможность исполнения важнейших задач, стоящих перед государством. В своей статье А.Д. Ильяков приводит следующие данные, характеризующие деятельность прокуратуры в целях возмещения ущерба, наносимого преступлениями в исследуемой области: «…в сфере осуществления контроля за расходами направлено 63 заявления (иска), приняты иные меры реагирования на сумму 1 139 076 тыс. руб., удовлетворено 42 заявления (иска) на сумму 1 120 320 тыс. руб., в доход государства обращено имущество на общую сумму 322 074 тыс. руб.», что свидетельствует о непрерывной работе правоохранительных и судебных органов по противодействию коррупции в области публичных закупок.

Что касается законодательного регулирования исследуемой сферы, то с декабря 2017 г. в уголовном законодательстве Российской Федерации отмечается тенденция дифференциации ответственности за преступления в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также государственного оборонного заказа. Традиционно под дифференциацией в уголовном праве понимается разработка на уровне закона такого разнообразия мер уголовно-правового характера, которое в наибольшей мере соответствовало бы разнообразию типовой общественной опасности преступления и лиц, их совершающих.

С 2017 г. отечественное уголовное законодательство пополнилось десятью составами преступлений, регламентирующих ответственность как исполнителей, так и заказчиков, участвующих в процедуре публичных закупок. По справедливому мнению, Ю.Е. Пудовочкина и М.М. Бабаева, указанные изменения следует рассматривать в качестве усиления требований по соблюдению исполнительской дисциплины, являющихся составной частью реформы по построению «сильного государства»[3].

Первая «волна изменений» характеризуется введением двух составов преступлений в области защиты общественных отношений при выполнении государственного оборонного заказа — ст. 201.1 и 285.4 УК РФ, предусматривающих уголовную ответственность для лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или некоммерческой организации, которая является головным исполнителем, заключившим с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу, а также для должностных лиц, злоупотребляющих своими должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа, соответственно. Указанные нормы являются дифференциацией имеющихся в уголовном законодательстве составов злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК РФ) и злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), характеризуются в первую очередь увеличением санкций, а также введением дополнительного квалифицирующего признака — совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, что безусловно является шагом в правильном направлении, так как предварительный сговор (картельность), во-первых, достаточно распространен при закупках, а во-вторых, значительно повышает общественную опасность содеянного.

Список литературы

1. Владимирова Г.Е. Сравнительно-правовой анализ уголовно-правовых категорий «злоупотребление должностными полномочиями» и «превышение должностных полномочий» в Российской Федерации / Г.Е. Владимирова // Юридическая наука. 2023. № 3. С. 158–163.
2. Давитадзе М.Д. Злоупотребление должностными полномочиями / М.Д. Давитадзе // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 5. С. 114–121.
3. Ильяков А.Д. Работа органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции в 2022 году / А.Д. Ильяков // Законность. 2023. № 5. С. 9–13.
4. Лесниевски-Костарева Т.А. Дифференциация уголовной ответственности. Теория и законодательная практика / Т.А. Лесниевски-Костарева. Москва : Норма, 2000. 400 с.
5. Пудовочкин Ю.Е. Уголовная политика и уголовное право сильного государства / Ю.Е. Пудовочкин, М.М. Бабаев // Актуальные проблемы российского права. 2023. № 2. С. 131–144.
6. Свининых Е.А. Обзор основных законодательных новелл о государственных закупках / Е.А. Свининых // Оборонно-промышленный комплекс: вопросы права. 2019. № 1. С. 31–36.
7. Телегин А.С. Повторность совершения административного правонарушения / А.С. Телегин, Н.В. Тиунова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. № 4. С. 626–650.

Остальные статьи