Правовые особенности реализации принципов уголовного процесса, обеспечивающих конфиденциальность и неприкосновенность частной жизни его участников
Аннотация
В статье рассмотрены особенности реализации принципов и норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих защиту прав и законных интересов граждан посредством защиты конфиденциальной информации: личной, профессиональной, коммерческой, служебной и т.д. Актуальность темы исследования обусловлена диссонансом между существующим механизмом защиты конфиденциальной информации в уголовном процессе на практике и отсутствием норм в уголовно-процессуальном законодательстве, конкретизирующих форму, содержание и инструменты, способствующие защитить конфиденциальную информацию от распространения третьим лицам. Наибольшую актуальность тема исследования приобретает в последнее время в связи с переходом к электронному производству уголовных дел как в Российской Федерации, так и в других постсоветских государствах. Важное значение для защиты персональных данных участников уголовного процесса имеет разработка действенного механизма реализации принципов, устанавливающих неприкосновенность частной жизни, тайну переписки и переговоров.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 06/2024 |
Страницы | 10-14 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-6-10-14 |
Приоритетным направлением на протяжении последних трех десятилетий в развитии законодательства Российской Федерации является защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. В контексте данной функции целесообразно выделять не только права граждан, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, но и права, вытекающие из гражданских, административных, уголовных и других правоотношений. Расширительное толкование ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) позволяет сделать вывод, что, кроме защиты и восстановления прав потерпевшего в уголовном процессе, приоритетной задачей является также защита прав всех участников судопроизводства, в том числе посредством обеспечения неприкосновенности частной жизни, тайны переписки, переговоров и нераспространения конфиденциальной информации третьим лицам.
Принципы уголовного процесса, как основополагающие его начала и закрепленные в уголовно-процессуальном законодательстве, направлены на обеспечение соблюдения прав граждан в уголовном процессе. О легитимности действий органа уголовного преследования, производимых в рамках уголовного дела, свидетельствует прежде всего соблюдение норм уголовно-процессуального законодательства, в частности его принципов и норм, закрепляющих права участников в уголовном процессе. Право на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных разговоров по праву можно отнести к самым важным и значимым для человека. Данный вид информации в уголовном процессе можно отнести к разряду конфиденциальной, поскольку ее разглашение третьим лицам влечет за собой существенное вторжение в личную жизнь человека и нарушает его права.
Несмотря на исключительную важность этой проблемы, понятие «конфиденциальность» в уголовном процессе, ее содержание и виды неоднозначно трактуются учеными и правоприменителями в области уголовного процесса. Особую актуальность этим вопросам, по мнению Ж.К. Айткужина и С.Н. Кадацкого, придает внедрение современных цифровых технологий в деятельность органов уголовного преследования, что создает значительные затруднения в сфере обеспечения конфиденциальности.
В настоящее время уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации не содержит положений, устанавливающих перечень конфиденциальной информации, а также регламентирующих порядок признания информации конфиденциальной и подлежащей неразглашению в ходе расследования. Данное обстоятельство в совокупности с техническими проблемами функционирования сети Интернет создают благоприятную почву для незаконного преступного заимствования личной информации злоумышленниками и другие проблемы утечки конфиденциальной информации в ходе производства уголовного судопроизводства.
Таким образом, защита конфиденциальной информации в контексте перехода к электронному формату уголовного дела на сегодняшний день вызывает интерес у многих процессуалистов в области защиты охраняемой законом тайны, поскольку в связи с активным внедрением информационных технологий в досудебное производство вероятность утечки конфиденциальной информации в последнее время гипотетически может увеличиться.