Договор каршеринга в России и за рубежом: развитие института
Аннотация
Предметом исследования в статье является история возникновения и развития договора каршеринга. В целях выявления характерных признаков указанного соглашения автором изучена история регулирования отношений по передаче в краткосрочное владение и пользование транспортных средств в отечественном и зарубежных правопорядках. В рамках работы рассмотрены правовые, экономические и исторические обстоятельства, детерминирующие структуру договорных связей названного соглашения. По результатам диахронного сравнения каршеринговых правоотношений прошлого столетия и современных правовых моделей сделан вывод об особенностях преемственности отечественной правовой системой подвидов договора каршеринга.
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 06/2024 |
Страницы | 95-107 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2024-6-95-107 |
Целью настоящего исследования является установление факторов, предопределивших содержание современных каршеринговых правоотношений в России.
Договорная гражданско-правовая модель, используемая каршеринговыми компаниями в целях осуществления свой деятельности, основана на многолетнем опыте компаний-«первопроходцев».
Согласно одному из исследований, первое упоминание каршерингового предложения датируется 22 июля 1904 г., когда на страницах газеты The Minneapolis Journal впервые появилась реклама автомобилей, с возможностью получения их в краткосрочную аренду.
История автомобильного шеринга зародилась в городе Цюрихе в Швейцарии. Уже в 1948 г. организация, названная Sefage, стала основоположником и запустила первый в мире каршерингвоый проект. Будучи жилищным кооперативом, Sefage не имела свой основной целью получение прибыли. Рассматриваемый эксперимент по передаче транспортных средств в краткосрочную аренду был направлен в первую очередь на решение первостепенных потребностей членов потребительского кооператива, касающихся, в частности, вопросов логистики и мобильности в целом. Было отмечено, что усилия по созданию работающей шеринговой системы в основном мотивировались экономическими проблемами и поддерживались людьми, которые не могли позволить купить собственный автомобиль и потому пользовались им совместно.
Такая модель, именуемая «fractional carsharing», подразумевала долевое владение объектом. Фактически между совладельцами заключалось соглашение о порядке пользования объектом всеми собственниками, в результате чего пользование транспортными средствами становилось эффективнее.