Важность комплексного подхода к реформированию законодательных норм, регулирующих выделение в участки образованных 30 лет назад земельных долей
Аннотация
Цель статьи — исследовать, в какой мере решение об упразднении невостребованных долей обеспечено действующими правилами межевания выделяемых в счет долей участков. Осуществленная в начале 1990-х годов приватизация сельхозугодий, закрепленных за колхозами и совхозами, привела к формированию общей долевой собственности на эти земли. По истечении 20 лет почти треть этих земель имела статус невостребованных (невостребованные земельные доли). За минувшие 10 лет муниципалитетами проведена значительная работа, и примерно половина таких долей перешла в муниципальную собственность на основании судебных решений. С 2025 г. все остальные невостребованные доли станут муниципальными в силу закона, и в течение года должны быть выделены в участки. Это требует в том числе землеустроительного обеспечения. Осуществленные за последние 20 лет корректировки федерального законодательства, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения, характеризуются комплексностью. Это относится также и к реализующему соответствующие нормы землеустроительному обеспечению. С 2025 г. вступают в силу принципиально новые положения о статусе невостребованных долей, также требующие землеустроительного обеспечения, однако в этот раз корреспондирующих правок в специальное законодательство не сделано. Предлагается внести соответствующие коррективы в правила выделения упраздняемых невостребованных долей в участки.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 06/2024 |
Страницы | 72-85 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2024-6-72-85 |
Земли сельхозназначения в силу их значимости в первую очередь как незаменимого средства производства в аграрном секторе экономики обуславливают объективную необходимость в установлении государством предписаний, обязывающих их правообладателей осуществлять использование принадлежащих им участков в соответствии с рекомендациями, разработанными специалистами-землеустроителями. Данное условие было закреплено в статусе обязательного для осуществления хозяйственной деятельности по возделыванию сельхозкультур и иных видов сельхозземлепользования в советское время. В частности, необходимым условием изменения границ и размеров землепользований всех сельхозпредприятий тогда было наличие соответствующих утвержденных в установленном порядке проектов землеустройства, причем научно обоснованных.
Произошедшее на рубеже ХХ–ХХI вв. изменение характера земельных отношений никак не изменило значимость этих земель для общества. Наоборот, превращение экспортного потенциала АПК страны в инструмент «мягкой силы» на внешних рынках (в первую очередь — зерно, соя и другие растениеводческие продукты) еще более остро обозначило значение земельных ресурсов в системе факторов обеспечения продбезопасности. Соответственно, в приоритете правового регулирования использования данной категории земель, безусловно, должны выступать императивные предписания, которым обязаны следовать любые правообладатели участков при осуществлении своей сельхоздеятельности. Необходимость законодательного закрепления регламентации производственного использования сельхозугодий на основе разработанного землеустроительного дела становится особенно актуальной в силу целого ряда причин, значимых для обеспечения защиты публичных интересов. Одной из таковых причин является стабильно негативная динамика площадей неиспользуемых сельхозугодий, что подтверждается официальными сведениями ежегодных докладов Минсельхоза России — фактически оказались заброшены порядка 40 млн га, а по экспертным оценкам — до 50 млн га.
Столь значительные площади сельхозугодий, выведенных из целевого использования, не могут не быть предметом принятия мер законодательного реагирования, направленных на устранение причин развития таких внушительных по своим масштабам негативных процессов утраты самой ценной категории земельных ресурсов, необходимость в обязательности рационального использования которых позволяет гарантировать обеспечение продовольственной безопасности государства. Особую значимость решение указанной государственной проблемы приобретает в условиях усиливающихся экономических санкций, принимаемых недружественными государствами в отношении нашей страны. Также существенным условием надлежащего использования сельхозугодий является профессиональная квалификация непосредственно самих хозяйствующих субъектов, осуществляющих коммерческую сельскохозяйственную деятельность. Особенно важным данный фактор становится в условиях рыночного ведения товарного производства, основанного на базовых принципах достижения быстрой и высокой прибыли от осуществляемой предпринимательской деятельности, невзирая на возможные негативные последствия, к которым может привести несоблюдение требования земельного законодательства о рациональном использовании земли как незаменимого средства производства.
В значительной мере сложности в современном сельхозземлепользовании обусловлены теми особенностями, которыми характеризовалась аграрно-земельная реформа начала 1990-х годов, и не в последнюю очередь — их юридическим обеспечением. Причем продолжительное существование значительного числа невостребованных долей (и соответствующих им площадей сельхозугодий) стало сугубо российским феноменом 1990-х годов, на что еще четверть века назад указала известный ученый-аграрник профессор И.С. Иконицкая — появление в российском законодательстве института невостребованной земельной доли стало феноменом исключительно российского земельного права, поскольку данное правовое понятие неизвестно земельным законодательствам зарубежных стран.