Дата публикации: 06.06.2024

Углеродные единицы: зарубежное регулирование. Часть вторая

Аннотация

Работа посвящена выявлению правовой природы углеродных единиц, а также обоснованию возможности отнесения углеродных единиц к объектам частного права с целью определения оптимальной модели регулирования вопросов эмиссии и оборота углеродных единиц и квот на выбросы. Для достижения обозначенной цели на основе анализа зарубежного опыта выявлены основные подходы регулирования оборота углеродных единиц и квот на выбросы.




Конвенционное регулирование отношений, связанных с антропогенными выбросами

Современная нормативная база регулирования отношений, связанных с выбросом парниковых газов в атмосферу, появилась со вступлением Российской Федерации в рамочную конвенцию ООН «Об изменении климата» в 1995 г. (далее — Конвенция). Конвенция определяла понятия неблагоприятных последствий изменения климата, выбросов, парниковых газов, накопителя, поглотителя и источника, захватывая таким образом весь цикл выброса и поглощения парниковых газов. Конвенция также налагала на стран-участниц в числе прочих следующие обязательства: по фиксации объема производимых выбросов и их кадастрированию и по содействию «рациональному использованию накопителей, накопителей парниковых газов». Способы исполнения указанных обязательств в Конвенции не описаны, за исключением указания на «конкретные обязательства», перечисленные в п. 2 ст. 4 Конвенции, которые представляют собой требования о применении методов научного познания при проведении политики по снижению выбросов парниковых газов. В связи с этим в зарубежной практике появились разные механизмы регулирования отношений, связанных с выбросами парниковых газов, направленные на достижение целей, указанных в Конвенции.

Стоит также отметить, что в СССР действовал Монреальский протокол о веществах, разрушающих озоновый слой (заключен в рамках Венской конвенции об охране озонового слоя), который устанавливал для стран-участниц пределы допустимых объемов выбросов парниковых газов в атмосферу (далее — выбросы), однако не определял основы внутринационального регулирования отношений, связанных с выбросами.

В дальнейшем к Конвенции был разработан Киотский протокол, который содержательно похож на упомянутый ранее Монреальский протокол: Киотский протокол определяет количественные характеристики реализации Конвенции, также устанавливая для стран-участниц обновленные требования по допустимым выбросам (ст. 3 Киотского протокола). Более того, Киотский протокол устанавливает обязанность стран-участниц по созданию «национальной системы для оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями всех парниковых газов» (ст. 4 Киотского протокола). Некоторые исследователи указывают, что появление Киотского протокола стало предпосылкой к развитию международной торговли углеродными единицами, а Российская Федерация извлекла определенную прибыль от их реализации.

В 2015 г. было заключено Парижское соглашение, направленное на «активизацию» Конвенции. Пункт 1 ст. 5 Парижского соглашения (аналогично п. 1 ст. 4 Конвенции) указывает на одну из задач сокращения влияния на изменение климата: «охрана и повышение качества поглотителей и накопителей парниковых газов». Данное соглашение по большей части повторяет содержание прежних источников, закрепляя при этом обязанность стран — участниц Парижского соглашения сообщать данные в отношении национального кадастра антропогенных выбросов.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 3. Проблемы в теории права : курс лекций. Москва : Статут, 2010. 779 с.
2. Подходы зарубежных стран к определению правовой природы углеродных единиц / Башкатов М. Зикун И., Шугаев Р. [и др.]. Москва : ЦСР, 2022. 26 с.
3. Armstrong v Winnington — taking allowance(s) with the law / R. Best, P. Zaman. URL: <a href="https://www.cliffordchance.com/content/dam/cliffordchance/briefings/2012/02/armstrong-v-winnington-taking-allowances-with-the-law.pdf" target="_blank">https://www.cliffordchance.com/content/dam/cliffordchance/briefings/2012/02/armstrong-v-winnington-taking-allowances-with-the-law.pdf</a> (date of access: 07.03.2023).
4. Berntsen J. Review of carbon markets in 2019 / J. Berntsen. URL: <a href="https://www.ieta.org/resources/EU/Monthly%20newsletter/January%202020/Refinitiv%20Carbon%20Market%20Year%20In%20Review%202019.pdf" target="_blank">https://www.ieta.org/resources/EU/Monthly%20newsletter/January%202020/Refinitiv%20Carbon%20Market%20Year%20In%20Review%202019.pdf</a> (date of access: 27.02.2023).
5. Clò S. Chapter 4 Legal and economic aspects of the European Emissions Trading Scheme // Clò S. European emissions trading in practice / S. Clò. Edward Elgar Publishing, 2011. P. 60–62.
6. Final report of European commission Legal nature of EU ETS allowances / M. Ballesteros, M. Wemaere, L. Reins, V. Rouas. Luxembourg : Publications Office of the European Union, 2019. 196 p.
7. Gorzelak K. The legal nature of emissions allowances following the creation of a Union Registry and adoption of MiFID II — Are they transferable securities now? / K. Gorzelak // Capital Markets Law Journal. 2014. Vol. 9. Iss. 4. P. 373.
8. Mace M.J. The Legal Nature of Emission Reductions and EU Allowances: Issues Addressed in an International Workshop / M.J. Mace // Journal for European Environmental & Planning Law. 2005. Vol. 2. Iss. 2. P. 123–134. DOI: 10.1163/187601005X00183

Остальные статьи