Углеродные единицы: зарубежное регулирование. Часть вторая
Аннотация
Работа посвящена выявлению правовой природы углеродных единиц, а также обоснованию возможности отнесения углеродных единиц к объектам частного права с целью определения оптимальной модели регулирования вопросов эмиссии и оборота углеродных единиц и квот на выбросы. Для достижения обозначенной цели на основе анализа зарубежного опыта выявлены основные подходы регулирования оборота углеродных единиц и квот на выбросы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 06/2024 |
Страницы | 54-71 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2024-6-54-71 |
Конвенционное регулирование отношений, связанных с антропогенными выбросами
Современная нормативная база регулирования отношений, связанных с выбросом парниковых газов в атмосферу, появилась со вступлением Российской Федерации в рамочную конвенцию ООН «Об изменении климата» в 1995 г. (далее — Конвенция). Конвенция определяла понятия неблагоприятных последствий изменения климата, выбросов, парниковых газов, накопителя, поглотителя и источника, захватывая таким образом весь цикл выброса и поглощения парниковых газов. Конвенция также налагала на стран-участниц в числе прочих следующие обязательства: по фиксации объема производимых выбросов и их кадастрированию и по содействию «рациональному использованию накопителей, накопителей парниковых газов». Способы исполнения указанных обязательств в Конвенции не описаны, за исключением указания на «конкретные обязательства», перечисленные в п. 2 ст. 4 Конвенции, которые представляют собой требования о применении методов научного познания при проведении политики по снижению выбросов парниковых газов. В связи с этим в зарубежной практике появились разные механизмы регулирования отношений, связанных с выбросами парниковых газов, направленные на достижение целей, указанных в Конвенции.
Стоит также отметить, что в СССР действовал Монреальский протокол о веществах, разрушающих озоновый слой (заключен в рамках Венской конвенции об охране озонового слоя), который устанавливал для стран-участниц пределы допустимых объемов выбросов парниковых газов в атмосферу (далее — выбросы), однако не определял основы внутринационального регулирования отношений, связанных с выбросами.
В дальнейшем к Конвенции был разработан Киотский протокол, который содержательно похож на упомянутый ранее Монреальский протокол: Киотский протокол определяет количественные характеристики реализации Конвенции, также устанавливая для стран-участниц обновленные требования по допустимым выбросам (ст. 3 Киотского протокола). Более того, Киотский протокол устанавливает обязанность стран-участниц по созданию «национальной системы для оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями всех парниковых газов» (ст. 4 Киотского протокола). Некоторые исследователи указывают, что появление Киотского протокола стало предпосылкой к развитию международной торговли углеродными единицами, а Российская Федерация извлекла определенную прибыль от их реализации.
В 2015 г. было заключено Парижское соглашение, направленное на «активизацию» Конвенции. Пункт 1 ст. 5 Парижского соглашения (аналогично п. 1 ст. 4 Конвенции) указывает на одну из задач сокращения влияния на изменение климата: «охрана и повышение качества поглотителей и накопителей парниковых газов». Данное соглашение по большей части повторяет содержание прежних источников, закрепляя при этом обязанность стран — участниц Парижского соглашения сообщать данные в отношении национального кадастра антропогенных выбросов.