Трансграничная торговля в условиях цифровой экономики
Аннотация
В условиях цифровой экономики трансграничная торговля стала неотъемлемой частью мирового экономического развития. Вместе с тем она представляет собой сложный и динамичный процесс, требующий профессионального подхода и особых знаний. Трансграничная торговля включает в себя все виды коммерческих операций, осуществляемых между странами. Основой такой торговли является обмен товарами, услугами и инвестициями между странами. Однако в цифровую эпоху становится все более актуальной электронная коммерция, или электронная торговля. На сегодняшний день, а точнее после начала пандемии Covid-19, в 2020 г. увеличилось число покупок на российских интернет-платформах. В данной статье будут проанализированы международная торговля, а также нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 06/2024 |
Страницы | 49-53 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2024-6-49-53 |
В условиях цифровой экономики, расширяющегося Интернета и глобализации торговых отношений таможенная служба играет важную роль в обеспечении безопасности государственных границ, контроля за перемещением товаров и препятствии незаконному перемещению товаров и денежных средств. Для того чтобы эффективно функционировать в новой реальности, таможенная служба должна базироваться на прочных правовых основах и иметь программные документы развития.
Трансграничная (международная) торговля — одна из областей электронной коммерции (электронного бизнеса), в которой продавцы и покупатели находятся в разных странах и совершают сделки без пересечения границы.
По данным Федеральной таможенной службы (далее — ФТС), весь импорт с января по ноябрь 2023 г. составил 259 млрд долл., темп роста, по сравнению с 2022 г., составил 113,6%. По иерархичности на первом месте стоят страны Азии, далее страны Европы. На первом месте по коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД) — это 68–70, 84–97 — Машины, оборудование и транспортные средства, другие товары; темп роста, по сравнению с 2022 г., составил 126,9% (2022 г. — 103,8%). На приведенных ниже рисунках 1 и 2 наглядно продемонстрированы данные показатели.
Российская Федерация синхронизовала работу пунктов пропуска на границе с Китаем. Шесть из них на данный момент работают круглосуточно. По данным Министерства транспорта Российской Федерации, до конца 2027 г. осуществится модернизация 11 пунктов пропуска на границе с Китайской Народной Республикой. На данный момент уже модернизированы два пункта пропуска — Нижнеленинское и Забайкальск. Также таможенные посты в Забайкальске, работавшие ранее по 12 часов, сейчас работают круглосуточно. Фактически существенно расширен товаропоток, что отвечает современным требованиям. Для возможности беспрепятственного пересечения границ транспортно-логистическими компаниями были реконструированы два КПП — это «Верхний Ларс» — граница Российской Федерации с Грузией, «Яраг-Казмаляр», «Тагиркент-Казмаляр» — граница Российской Федерации с Азербайджаном. Одним из ключевых элементов в развитии транспортной инфраструктуры России является международный транспортный коридор «Север — Юг». Этот проект призван связать страны Глобального Юга (Индия, Пакистан, Юго-Восточная Азия, Африка, страны Персидского залива и Иран) с Российской Федерацией и обеспечить удобные и эффективные перевозки грузов. Этот транспортный коридор станет главной «артерией», через которую будут проходить грузоперевозки, способствуя ускорению торговли и экономическому развитию. Благодаря развитию «Север — Юг» у России откроются новые перспективы для укрепления своих экономических связей со странами Азии и Африки. Международный транспортный коридор «Север — Юг» предоставляет уникальные возможности для развития сотрудничества между различными регионами и странами. Этот проект способствует увеличению объема торговли и обмена опытом в сфере транспорта, что, в свою очередь, стимулирует экономический рост и устойчивое развитие регионов. По расчетам, к 2025 г. грузооборот по коридору увеличится в два раза, то есть до 30 млн т, а еще через пять лет — еще на 5 млн т.
Из-за того что в различных странах нет единой правовой нормы, это является одной из основных проблем на пути к выстраиванию правовых норм на международном уровне в сфере торговли. Другой проблемой является разная трактовка договоров и соглашений в разных странах, и именно это затрудняет развитие международной торговли, а именно двусмысленность и непредсказуемость в правовой сфере, что также усложняет работу таможенных служб.