Дата публикации: 13.06.2024

Нормативно-правовые аспекты развития креативных индустрий в Российской Федерации

Аннотация

В работе рассмотрены актуальные и важные проблемы, возникшие в ходе обсуждения законопроектов, посвященных развитию креативных индустрий в Российской Федерации. Автор обращает внимание на законопроект № 474016-8 «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации». Исходя из исследования ключевых норм, изложенных в данном законопроекте, формулируется вывод, что он требует ряда доработок, обусловленных объективными факторами. В заключение автор отмечает, что в законодательных инициативах как на мировой арене, так и в России акцентируется внимание на творческих проектах, стимулировании креативных идей, продуктах интеллектуальной деятельности с целью обеспечения динамичного и непрерывного экономического развития.




На данном этапе развития современный мир характеризуется как быстроменяющийся и постоянно трансформирующийся. Для сохранения текущих позиций в международных рейтингах, а также для наращивания имеющегося потенциала государства необходимо уделять особое внимание актуальным вопросам, к числу которых в том числе относится развитие креативных индустрий.

Количество научных исследований в Российской Федерации в сфере креативных (творческих) индустрий отставало от западных ученых. При этом особенностью развития креативного рынка нашего государства является тот факт, что отечественные ученые уделяют фокусное внимание изучению актуального феномена современного мира . Более того, объявленный 2021 год Годом культурного наследия народов России положил начало активному развитию креативной экономики, в частности появлению нормативно-правовой базы, по сути отсутствующей до этого времени, что определенно способствовало разработке новых технологий применения креативной экономики в субъектах РФ и их эффективному внедрению в федеральное законодательство.

Новый для российского законодательства рынок услуг постепенно стал популярным у практикующих юристов. Способы защиты интеллектуальной собственности, изображения гражданина, применения генеративного искусственного интеллекта, использования социальных сетей привели к формированию так называемого «модного права», в сферу действия которого вошли насущные вопросы регулирования и эффективной правовой защиты интеллектуальной собственности, а также аспекты, связанные с осуществлением международной торговли и трудовым правом. Безусловно, правовое регулирование таких общественных отношений было лишь вопросом времени.

Термин «креативные индустрии» в России считается новеллой. Однако в зарубежном законодательстве определение уже утвердилось. Например, ЮНЕСКО определяет креативные индустрии как деятельность, «чьи основные цели — это производство или воспроизводство, продвижение, распределение или реализация товаров, услуг и деятельность культурных, художественных или связанных с сохранением природы институтов» . Несмотря на концептуальное закрепление определения на уровне ООН, ряд ученых отмечают дискуссионность включения тех или иных областей экономики в определение «креативных индустрий» в мировой практике.

Безусловным лидером экспорта креативных индустрий на мировой арене стал Китай, который имеет самые высокие показатели в этой области, обусловленные уделением особого внимания культурной деятельности, включая создание благоприятных условий и выделение соответствующего объема финансовых ресурсов на развитие креативного рынка .

Список литературы

1. Вейнмейстер А.В. «Культурные индустрии» и «креативные индустрии»: границы понятий / А.В. Вейнмейстер, Ю.В. Иванова // Международный журнал исследований культуры. 2021. № 2. С. 72–78.
2. Глумова А.Е. Актуальные вопросы государственного регулирования креативных индустрий в РФ / А.Е. Глумова // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 12 (126). DOI: 10.23670/IRJ.2022.126.91
3. Грицких Н.В. Развитие креативных индустрий в условиях цифровизации / Н.В. Грицких, О.Н. Кононова, Н.С. Рыбак // Социология. 2022. № 6. С. 39–47.
4. Гущина Е.Г. Креативные индустрии: новые возможности для развития российских городов и регионов / Е.Г. Гущина // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2022. № 9. С. 91–104.
5. Еремина Е.А. К вопросу о финансово-правовом стимулировании развития креативных и творческих индустрий / Е.А. Еремина // Безопасность бизнеса. 2022. № 3. С. 14–18.
6. Ницевич В.Ф. Методическое обеспечение научного исследования: научный статус понятия «творческие индустрии» / В.Ф. Ницевич, Я.В. Юсупова // Копирайт (вестник Академии интеллектуальной собственности). 2023. № 3. С. 5–23.
7. Титов С.А. Креативные технопарки в постиндустриальной трансформации экономики Китая / С.А. Титов, А.О. Кокорина, П.А. Быков [и др.] // Пространственная экономика. 2019. Т. 15. № 3. С. 125–146.
8. Шебанова Н.А. «Модное» право : монография / Н.А. Шебанова. Москва : Норма, ИНФРА-М, 2018. 176 с.

Остальные статьи