Нормативно-правовые аспекты развития креативных индустрий в Российской Федерации
Аннотация
В работе рассмотрены актуальные и важные проблемы, возникшие в ходе обсуждения законопроектов, посвященных развитию креативных индустрий в Российской Федерации. Автор обращает внимание на законопроект № 474016-8 «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации». Исходя из исследования ключевых норм, изложенных в данном законопроекте, формулируется вывод, что он требует ряда доработок, обусловленных объективными факторами. В заключение автор отмечает, что в законодательных инициативах как на мировой арене, так и в России акцентируется внимание на творческих проектах, стимулировании креативных идей, продуктах интеллектуальной деятельности с целью обеспечения динамичного и непрерывного экономического развития.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 06/2024 |
Страницы | 37-40 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2024-6-37-40 |
На данном этапе развития современный мир характеризуется как быстроменяющийся и постоянно трансформирующийся. Для сохранения текущих позиций в международных рейтингах, а также для наращивания имеющегося потенциала государства необходимо уделять особое внимание актуальным вопросам, к числу которых в том числе относится развитие креативных индустрий.
Количество научных исследований в Российской Федерации в сфере креативных (творческих) индустрий отставало от западных ученых. При этом особенностью развития креативного рынка нашего государства является тот факт, что отечественные ученые уделяют фокусное внимание изучению актуального феномена современного мира . Более того, объявленный 2021 год Годом культурного наследия народов России положил начало активному развитию креативной экономики, в частности появлению нормативно-правовой базы, по сути отсутствующей до этого времени, что определенно способствовало разработке новых технологий применения креативной экономики в субъектах РФ и их эффективному внедрению в федеральное законодательство.
Новый для российского законодательства рынок услуг постепенно стал популярным у практикующих юристов. Способы защиты интеллектуальной собственности, изображения гражданина, применения генеративного искусственного интеллекта, использования социальных сетей привели к формированию так называемого «модного права», в сферу действия которого вошли насущные вопросы регулирования и эффективной правовой защиты интеллектуальной собственности, а также аспекты, связанные с осуществлением международной торговли и трудовым правом. Безусловно, правовое регулирование таких общественных отношений было лишь вопросом времени.
Термин «креативные индустрии» в России считается новеллой. Однако в зарубежном законодательстве определение уже утвердилось. Например, ЮНЕСКО определяет креативные индустрии как деятельность, «чьи основные цели — это производство или воспроизводство, продвижение, распределение или реализация товаров, услуг и деятельность культурных, художественных или связанных с сохранением природы институтов» . Несмотря на концептуальное закрепление определения на уровне ООН, ряд ученых отмечают дискуссионность включения тех или иных областей экономики в определение «креативных индустрий» в мировой практике.
Безусловным лидером экспорта креативных индустрий на мировой арене стал Китай, который имеет самые высокие показатели в этой области, обусловленные уделением особого внимания культурной деятельности, включая создание благоприятных условий и выделение соответствующего объема финансовых ресурсов на развитие креативного рынка .