Правоотношения по коммерческому учету электрической энергии при применении интеллектуальных систем учета
Аннотация
Постановка проблемы. Предусмотренная действующим нормативным регулированием правовая модель применения интеллектуальных систем учета электрической энергии возлагает обязанность по коммерческому учету энергии на субъектов, не являющихся сторонами договора энергоснабжения, что обусловливает задачу создания эффективного правового механизма ее исполнения. Цели и задачи исследования: оценка эффективности правовой защиты сторон договора энергоснабжения в рамках правоотношения по коммерческому учету электрической энергии с применением интеллектуальных систем учета электрической энергии; выявление проблем, возникающих при осуществлении такой защиты, и обоснование предложений по их преодолению. Методы исследования: диалектический, анализа, синтеза, формально-юридический, лингвистический. Результаты, краткие выводы: обоснована необходимость нормативного закрепления неустойки, обеспечивающей исполнение обязанности по коммерческому учету электрической энергии с применением интеллектуальных систем учета гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями в пользу сторон договора энергоснабжения.
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 06/2024 |
Страницы | 19-23 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2024-6-19-23 |
Развитие информационных технологий, приведшее к их активному применению практически во всех сферах социально-экономической действительности, в области энергетики проявилось в цифровизации учета электрической энергии посредством использования интеллектуальных систем учета (далее — ИСУ). Нормативная основа их использования была заложена еще в 2018 г.: Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) дополнен понятием ИСУ, а также рядом норм, определивших общие контуры правовой модели их использования. Вместе с тем нормативные условия применения этой модели созданы только в 2020 г. — с введением в действие обновленной редакции гл. X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее — Основные положения); практическое же ее применение нужно связывать с массовым внедрением и использованием собственно ИСУ — прогнозируется, что большинство субъектов РФ перейдет на интеллектуальные системы управления электросетевым комплексом к концу 2024 г..
В отличие от правовой модели использования обычных приборов учета (далее — ПУ), которая основана на закрепленной в п. 1 ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) обязанности абонента обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность приборов и оборудования, для правовой модели использования ИСУ характерно перемещение бремени содержания ПУ на профессиональных участников рынка электрической энергии — гарантирующих поставщиков и сетевые организации. Такое нормативное решение объясняется тем, что эксплуатация ИСУ невозможна вне эксплуатации единой системы, предназначенной для удаленного сбора, обработки, передачи показаний ПУ электрической энергии и обеспечивающей информационный обмен, хранение показаний ПУ электрической энергии, удаленное управление ее компонентами, устройствами и ПУ электрической энергии; в идеале такая система должна быть интегрирована в управление энергопотреблением в рамках систем, обеспечивающих оптимизацию использования энергоресурсов (к примеру, в рамках концепции «Умный город»). Бесспорно, что эксплуатация любой информационной системы должно обеспечиваться субъектами, обладающими достаточными профессиональными компетенциями в соответствующей сфере; в области учета электроэнергии таковыми обладают гарантирующие поставщики и сетевые организации.
Результатом такого нормативного решения стало известное усложнение структуры правовых связей, ибо ГК РФ конструирует обязанность по учету электрической энергии в качестве договорной, однако правовые статусы гарантирующего поставщика и сетевой организации не являются договорными: они возникают на основании решения уполномоченного органа. Гарантирующий поставщик может выступать в качестве продавца энергии, а оказывать услуги по передаче энергии вправе лишь сетевая организация, однако само по себе это не дает основания для смешения двух видов правовых статусов. Несмотря на то что в отношении МКД поставщиками электроэнергии чаще всего выступают именно гарантирующие поставщики, последними не ограничен круг ресурсоснабжающих организаций; если же речь идет об объекте, обязанность по учету энергоснабжения которого возложена на сетевую организацию, то эти параметры всегда будут определяться действиями третьего лица, ибо по общему правилу совмещение деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии запрещено.