Институт поручений и указаний главы Российского государства в системе президентского конституционализма
Аннотация
В работе рассмотрен феномен указного и поручительского права в России с позиций их роли в установлении президентского авторитаризма. Акцентируется внимание на исторических корнях указного права. Сделан вывод о централизации власти в руках главы государства в ущерб принципу разделения властей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 06/2024 |
Страницы | 47-50 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-6-47-50 |
Проблема указного права в России на протяжении последних 30 лет является одной из самых актуальных тем, исследуемых конституционалистами. Это и неудивительно, ведь благодаря своему доминирующему положению в системе разделения властей Президенты РФ не раз вторгались в законотворческую сферу, издавая указы по вопросам, подлежащим правовому регулированию федеральными законами. Следует особо отметить, что такое положение дел – не только результат принятия «победной» Конституции 1993 г., но и отражение национальной историко-правовой традиции.
Специфика указного права содействовала формированию особого публично-правового феномена – президентского конституционализма; концептуальное осмысление этого явления в отечественном государствоведении началось в начале XXI столетия. Как отмечается в научной литературе, указное право традиционно для России. Оно всегда играло ключевую роль в социально-политической и социально-экономической модернизации страны. На наш взгляд, такая точка зрения обоснована, потому как коренные изменения всегда начинались по воле монарха. Петр I своими указами полностью изменил уклад российского общества и вывел Россию в число мировых держав. Манифестом Александра II об отмене крепостного права 1861 г. крестьянство было освобождено от многовековой зависимости. Высочайшим манифестом 1905 г. об усовершенствовании государственного порядка было положено начало перехода России из разряда абсолютной монархии в конституционную. И это лишь некоторые примеры влияния указного права на отечественную историю.
Особо интересны Основные государственные законы Российской Империи от 23 апреля 1906 г. Практика их применения сформировала негативные тенденции в российском праве, когда под различными предлогами издавались «законодательные указы». Такие акты вызывали протест как со стороны научного сообщества, так и представителей законодательной власти. Тем не менее император и правительство очень часто прибегали к такой практике. Справедливо замечает Е.А. Лукьянова, что в силу глубоких исторических корней указное право выступает частью отечественного правосознания.
На современном этапе исторического развития России практика указного права приняла довольно серьезные масштабы. В 90-е годы прошлого столетия этому способствовали как конфликт между исполнительной и законодательной властью, так и снисходительное отношение Конституционного Суда РФ к этому при проверке конституционности таких указов.
Помимо формального нарушения таких основ конституционного строя, как правовое государство и принцип разделения властей, указное нормотворчество приводит к вседозволенности со стороны главы государства, что чревато риском установления авторитарного политического режима. В конце прошлого столетия Б.Н. Ельцин посредством своих антиконституционных указов неоднократно преодолевал возражения законодательной власти.