Дата публикации: 13.06.2024

Правовая и социальная природа территориального общественного самоуправления и развитие муниципальной демократии в условиях реформирования местного самоуправления

Аннотация

В работе рассмотрены научные подходы к пониманию правовой и социальной природы территориального общественного самоуправления в отечественной юриспруденции и муниципальном управлении, раскрыты направления и некоторые проблемы развития муниципальной демократии в условиях реализации конституционной реформы и реформирования местного самоуправления в России.




Смешанная природа территориального общественного самоуправления

Социальное предназначение и правовая природа территориального общественного самоуправления (далее – ТОС) – две стороны одной медали; они имеют принципиальное значение для самоорганизации граждан по месту жительства в границах территории муниципального образования. Муниципальное право на федеральном уровне действует как определенный правовой стандарт в регулировании общественного самоуправления на территории муниципальных образований. Исходя из социального предназначения общественного самоуправления, его служения нуждам местного сообщества, гражданам по месту жительства, необходимо развивать и совершенствовать данный институт муниципальной демократии и муниципального придомового хозяйства.

В исследованиях предлагается развивать общественно-государственное партнерство. В муниципальных образованиях общественное самоуправление может рассматриваться как демократический инструмент общественно-муниципального партнерства. ТОС в современных исследованиях (по муниципальному праву, государственному и муниципальному управлению) рассматривается многоаспектно: 1) как институт муниципальной демократии со смешанной природой, в которой сочетаются формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и формы участия населения в осуществлении местного самоуправления (как это следует из главы 5 и ст. 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»); 2) как разновидность общественного самоуправления, которая отличается от организационных основ муниципальной власти и предназначена, в первую очередь, для самоорганизации населения по месту жительства (на локальных территориях) и обустройства придомовых территорий; 3) как возможная, но не обязательная разновидность некоммерческих организаций с правами юридического лица, которая действует в границах определенных законом территорий проживания граждан (локации с «жилищной пропиской граждан»). К таким территориям закон относит подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группу жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан, что создает законодательно открытый перечень территорий. Особое внимание к природе ТОС в системе государственного и муниципального управления связано с попыткой локализовать общественное самоуправление через формы взаимодействия с органами муниципального управления, которые, как правило, рассматривались в качестве институционального механизма, обеспечивающего финансирование и поддержание местной активности граждан по месту жительства. В этом случае органы ТОС рассматриваются как «первые помощники» муниципальной власти в решении некоторых вопросов местного значения. Однако органы ТОС в системе муниципального управления и в системе местного самоуправления (исходя из законодательных подходов и практики муниципального нормотворчества) никогда не включались в систему муниципальной власти. Хотя не лишним будет сказать, что ТОС, несомненно, в лице своих органов являлись и по-прежнему остаются носителями общественной муниципальной власти.

Не раз ученые и практики отмечали проблемные зоны правовой природы ТОС, ставя вопрос об относимости ТОС к институтам власти или институтам гражданского общества с учетом этапов развития правового регулирования ТОС и источников муниципального права.

Список литературы

1. Василенок Н.А. Общественно-государственное партнерство: теория и российские практики / Н.А. Василенок, Л.И. Полищук, И.Л. Шагалов // Общественные науки и современность. 2019. № 2. C. 35–53.
2. Кравец И.А. Делиберативный народный конституционализм и конституционные изменения: формы, процедуры и технологии в сравнительной конституционной теории и практике (к 30-летию Конституции РФ в сравнительном аспекте) / И.А. Кравец // Государство и право. 20
3. Мясникова Т.А. Развитие территориального общественного самоуправления в Краснодарском крае / Т.А. Мясникова, Ю.Е. Заволока // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2020. № 8. С. 90–99.
4. Шугрина Е.С. Территориальное общественное самоуправление в России: институт власти или институт гражданского общества / Е.С. Шугрина // Вестник Академии права и управления. 2017. № 1 (46). С. 12–22.
5. Kondratyev M.V. Practices of Public Participation in Local Self-Governance: Case Studies of Siberian Villages / M.V. Kondratyev, O.P. Fadeeva // Regional Research of Russia. 2021. Vol. 11. P. 605–612. <a href="https://doi.org/10.1134/S2079970521040079." target="_blank">https://doi.org/10.1134/S2079970521040079.</a>

Остальные статьи