Правовая и социальная природа территориального общественного самоуправления и развитие муниципальной демократии в условиях реформирования местного самоуправления
Аннотация
В работе рассмотрены научные подходы к пониманию правовой и социальной природы территориального общественного самоуправления в отечественной юриспруденции и муниципальном управлении, раскрыты направления и некоторые проблемы развития муниципальной демократии в условиях реализации конституционной реформы и реформирования местного самоуправления в России.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 06/2024 |
Страницы | 40-42 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-6-40-42 |
Смешанная природа территориального общественного самоуправления
Социальное предназначение и правовая природа территориального общественного самоуправления (далее – ТОС) – две стороны одной медали; они имеют принципиальное значение для самоорганизации граждан по месту жительства в границах территории муниципального образования. Муниципальное право на федеральном уровне действует как определенный правовой стандарт в регулировании общественного самоуправления на территории муниципальных образований. Исходя из социального предназначения общественного самоуправления, его служения нуждам местного сообщества, гражданам по месту жительства, необходимо развивать и совершенствовать данный институт муниципальной демократии и муниципального придомового хозяйства.
В исследованиях предлагается развивать общественно-государственное партнерство. В муниципальных образованиях общественное самоуправление может рассматриваться как демократический инструмент общественно-муниципального партнерства. ТОС в современных исследованиях (по муниципальному праву, государственному и муниципальному управлению) рассматривается многоаспектно: 1) как институт муниципальной демократии со смешанной природой, в которой сочетаются формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и формы участия населения в осуществлении местного самоуправления (как это следует из главы 5 и ст. 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»); 2) как разновидность общественного самоуправления, которая отличается от организационных основ муниципальной власти и предназначена, в первую очередь, для самоорганизации населения по месту жительства (на локальных территориях) и обустройства придомовых территорий; 3) как возможная, но не обязательная разновидность некоммерческих организаций с правами юридического лица, которая действует в границах определенных законом территорий проживания граждан (локации с «жилищной пропиской граждан»). К таким территориям закон относит подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группу жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан, что создает законодательно открытый перечень территорий. Особое внимание к природе ТОС в системе государственного и муниципального управления связано с попыткой локализовать общественное самоуправление через формы взаимодействия с органами муниципального управления, которые, как правило, рассматривались в качестве институционального механизма, обеспечивающего финансирование и поддержание местной активности граждан по месту жительства. В этом случае органы ТОС рассматриваются как «первые помощники» муниципальной власти в решении некоторых вопросов местного значения. Однако органы ТОС в системе муниципального управления и в системе местного самоуправления (исходя из законодательных подходов и практики муниципального нормотворчества) никогда не включались в систему муниципальной власти. Хотя не лишним будет сказать, что ТОС, несомненно, в лице своих органов являлись и по-прежнему остаются носителями общественной муниципальной власти.
Не раз ученые и практики отмечали проблемные зоны правовой природы ТОС, ставя вопрос об относимости ТОС к институтам власти или институтам гражданского общества с учетом этапов развития правового регулирования ТОС и источников муниципального права.