Дата публикации: 13.06.2024

Как согласовать законодательство специальных административных районов и материкового Китая в рамках системы «Одна страна — две системы» — на примере Гонконга

Аннотация

В статье анализируются принципы функционирования китайской системы «Одна страна — две системы», в ней рассматриваются теоретические и правовые основы законодательства Гонконга как специального административного района в рамках этой системы. Используя методы критических правовых исследований, диалектического материализма и комплексного анализа, автор приходит к выводу, что ключевой проблемой на данный момент является недостаточное совершенство системы конституционного надзора в Гонконге. Это требует дальнейшего совершенствования системы регистрации и проверки, а также усиления системы проверки на соответствие конституции Основного закона Гонконга для обеспечения единства законодательной системы Китая.




В 1970–1980-е годы сформировалась концепция Дэн Сяопина «Одна страна – две системы», означавшая, что при условии существования одной страны в основной массе на родине будет реализована социалистическая система, а в Гонконге, Макао в течение длительного периода времени сохранится капиталистическая система, что позволит достичь цели мирного национального воссоединения. В рамках этой уникальной политической системы Гонконгу и Макао был предоставлен конституционный статус специальных административных районов. Специальный административный район – это административная единица в составе Китая, которая согласно Конституции КНР и законам КНР обладает особым правовым статусом и реализует особые социальные, политические и экономические системы. Следовательно, специальные административные районы обладают высокой степенью автономии. Принцип автономии Гонконга заключается в следующем: «Гонконгом управляют сами гонконгцы». На территории Гонконга применяется законодательная система, отличная от материкового Китая, основываясь преимущественно на Основном законе Гонконга, который регулирует различные правовые отношения на территории района.

Основной закон Гонконга был принят Всекитайским собранием народных представителей (далее – ВСНП) на основании ст. 31 Конституции КНР и является конституционным документом Гонконга. Статья 31 Конституции КНР гласит: «Государство может при необходимости учредить специальные административные районы, системы которых определяются в соответствии с конкретными условиями ВСНП по закону». С исторической точки зрения Основной закон Гонконга был первоначально разработан на основе Совместной декларации Китая и Великобритании по вопросу о Гонконге (далее – Декларация). В 1972 г. 27-я Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, исключив Гонконг и Макао из списка колоний и подтвердив международно-правовой суверенитет Китая над этими регионами. В 1984 г. Великобритания была вынуждена принять концепцию «Одной страны – двух систем» и официально подписать Декларацию. Именно в этой Декларации китайское правительство систематически изложило свою основную политику в отношении Гонконга и обещало закрепить ее в форме Основного закона Гонконга. 4 апреля 1990 г. Основной закон Гонконга был принят и решено ввести его в действие с 1 июля 1997 г.

С момента своего принятия Основной закон Гонконга играет важную роль в регулировании всех аспектов жизни в Гонконге. Согласно Основному закону Гонконга действующее в Гонконге законодательство, включая общее право, право справедливости, положения, второстепенное законодательство и обычное право, сохраняется, если оно не противоречит Основному закону Гонконга или не было изменено законодательным органом Гонконга. Национальные законы КНР, за исключением тех, которые перечислены в Приложении 3 Основного закона Гонконга относительно национальной обороны и международных отношений, а также других законов, которые не подпадают под автономию Гонконга, не применяются в особом административном районе. В случае, если Постоянный комитет ВСНП объявит состояние войны или в связи с беспорядками в Гонконге, которые местное правительство не может контролировать и которые угрожают единству и безопасности государства, Постоянный комитет ВСНП может объявить чрезвычайное положение в регионе, и в таком случае центральное правительство может издать распоряжение о применении соответствующих национальных законов в Гонконге. Это делается для поддержания национального единства и безопасности, а также для обеспечения стабильности и процветания Гонконга. Таким образом, Конституция КНР и Основной закон Гонконга вместе составляют конституционную основу и порядок Гонконга.

Право на толкование и внесение поправок в Основной закон Гонконга фактически принадлежит ВСНП и его Постоянному комитету. В то же время Гонконгу предоставлено право толковать Основной закон Гонконга в пределах своих автономных полномочий, что позволяет реализовать единство законодательных отношений между материковым Китаем и Гонконгом. Материковый Китай и Гонконг находятся в отношениях центра и региона в рамках унитарного государства. В соответствии с особенностями модели распределения законодательных полномочий в унитарных государствах Основной закон Гонконга и другие законы должны соответствовать Конституции КНР и не противоречить ей. Для этого необходима эффективная система конституционного надзора. В настоящее время в Китае конституционный надзор осуществляется в основном через систему регистрации и проверки. Система регистрации и проверки подразумевает, что нормативные правовые документы после их разработки и публикации должны быть зарегистрированы Постоянным комитетом ВСНП на соответствующем или более высоком уровне в установленные сроки. Постоянный комитет ВСНП проводит проверку в установленные сроки в соответствии с законодательными стандартами и процедурами. В рамках системы регистрации и проверки уполномоченные органы должны проводить проверку нормативных правовых документов на законность, рациональность, политическую целесообразность и конституционность.

Список литературы

1. Сунь Ч. Пространство функционирования системы регистрации и проверки в Гонконге / Ч. Сунь // Исследования Гонконга и Макао. 2023. № 3. C. 15–33.
2. Тянь Ф. Структурное развитие конституционного порядка «одной страны, двух систем» – обзор и перспективы на 25-ю годовщину возвращения Гонконга / Ф. Тянь // Океан академических наук. 2023. № 1. C. 27–41.
3. Cui W. Decentralizing Legislation in China’s Law on Legislation Amendment / W. Cui, Wan. J. // Hong Kong Law Journal. 2019. Vol. 49. Iss. 2. P. 665–696.
4. Hao T. Study on the nature, cause, characteristics and significance of the Hong Kong national security law / T. Hao // Cross-strait Leg Sci. 2020. Iss. 86. P. 41–52.
5. Yash G. Hong Kong’s New Constitutional Order: the Resumption of Chinese Sovereignty and the Basic Law / G. Yash. Hong Kong : Hong Kong University Press, 1999. 616 p.
6. Yu J. The United States Ineffective Response towards Hong Kong's National Security Law / J. Yu // Hastings Law Journal. 2022. Iss. 73. P. 161–190.
7. Zeng H.Q. Hong Kong's Autonomy: Concept, Developments and Characteristics / H.Q. Zeng // China : An International Journal. 2003. Vol. 1. Iss. 2. P. 313–325.

Остальные статьи