Дата публикации: 13.06.2024

О соотношении государственного (политического) режима с иными элементами формы государства

Аннотация

Статья посвящена доктринальным вопросам соотношения государственного (политического) режима с иными элементами формы государства: формой правления и формой государственного устройства. Автор приходит к выводу, что, несмотря на взаимовлияние всех элементов формы государства, определяющим для характеристики конкретного государства все же является государственный (политический) режим. Именно способы властвования, действующая политическая практика определяют конкретные, обусловленные различными причинами объективные и субъективные разновидности соответствующих форм правления и государственного устройства. Можно констатировать, что государственный режим позволяет по-разному реализовывать юридические признаки формы правления, учитывая реальное положение государственных органов разных ветвей власти в конкретный период, а равно и реализацию фактической формы государственного устройства в соответствующем государстве.




Вопрос о соотношении различных элементов формы государства долгие годы является дискуссионным в отечественной конституционно-правовой доктрине. Преобладающим взглядом, выраженным одним из ведущих отечественных конституционалистов В.Е. Чиркиным, является суждение, отдающее определенный приоритет именно государственному режиму. Так, по мнению профессора В.Е. Чиркина, «форма правления и форма территориально-политического (государственного) устройства дают представление о внешнем выражении государственности. Реальная же роль тех или иных институтов государственной власти, действительное состояние демократии, способы властвования в той или иной стране находят выражение в понятии государственного режима».

Нужно также заметить, взаимосвязь всех элементов формы государства исключает однозначное понимание «первичности» или «вторичности» той или иной формы государства: правления, режима или устройства. Например, как правило, федеративное устройство характерно для государств с республиканской формой правления, но сделать вывод о том, что форма правления определяет наличие федерализма, крайне сложно, так как совокупность как объективных, так и субъективных факторов, влияющих на становление федеративной формы устройства, слишком велика.

Как известно, форма правления почти всегда закрепляется в конституции, и она представляет собой своего рода организационную структуру или же юридическую модель взаимоотношений между высшими органами государственной власти в соответствующем государстве. Каждая форма правления имеет свои признаки, установленный конституцией страны способ формирования высших органов власти, механизм взаимоотношений и ответственности между ними. При этом реальный (фактический) же порядок взаимодействия высших органов государственной власти меняется достаточно быстро и отнюдь не всегда буквально соответствует юридической модели, зафиксированной в основном законе. Этот порядок значительно сложнее закрепляемой конституцией формы правления и зависит от большого количества факторов: расстановки политических сил после очередных выборов парламента или президента; времени, оставшегося до завершения срока их полномочий; формальных и неформальных договоренностей между оппозиционными партиями и парламентским большинством; воздействия, оказываемого аппаратом исполнительной власти на депутатский корпус, и лидеров оппозиционных партий: реальным объемом полномочий, зачастую закрепляемым не только в конституционных нормах, но и в иных актах текущего законодательства.

Если же анализировать форму государственного устройства, то она в большинстве демократических стран выступает своеобразным дополнением принципа разделения властей, в качестве дополнительного распределения государственных функций не только по «горизонтали» (т.е. между функционально разграниченными органами законодательной, исполнительной и судебной власти), но и по «вертикали» (т.е. между органами центральной власти и органами, расположенными в соответствующих территориальных образованиях, получающих определенные правомочия, во многом аналогичными органам центральной власти). Иными словами, федеративная форма в большей степени приемлема для государств, имеющих большую площадь и разнообразное в этническом, религиозном и культурном отношении население, так как позволяет более дозированно и точно перераспределить (децентрализовать) полномочия между центральными органами власти и органами власти в соответствующих территориальных образованиях.

В государствах с унитарной формой государственного устройства, как правило, степень децентрализации полномочий и ресурсов существенно ниже, что объясняется сравнительно небольшой площадью территории, как и гомогенностью населения, и небольшими отличиями климато-географических факторов, незначительными отклонениями в рамках достигнутого уровня промышленного производства, урбанизации территории и иных объективных факторов.

Список литературы

1. Блажич Н.И. Модели разделения властей в правовом государстве : автореферат диссертации кандидата юридических наук / Н.И. Блажич. Москва, 2004. 20 с.
2. Горбуль Ю.А. К вопросу о форме правления современной России в контексте конституционных поправок 2020 года / Ю.А. Горбуль // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 2. С. 31–35.
3. Киреева С.А. Политический режим как элемент формы государства : теоретико-правовое исследование : автореферат диссертации кандидата юридических наук / С.А. Киреева. Саратов, 1997. 28 с.
4. Кушхов И.Р. Соотношение элементов формы государства / И.Р. Кушхов // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 6. С. 10–16.
5. Лексин И.В. Соотношение федеративной и регионалистской формы государственного устройства: проблемы и решения / И.В. Лексин // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. № 12. С. 476–486.
6. Матузов Н.И. Теория государства и права : учебник для студентов вузов / Н.И. Матузов, А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Юристъ, 2005. 540 с.
7. Осавелюк А.М. Государственный режим как способ реализации формы правления: проблемы и перспективы / А.М. Осавелюк // Российское право, образование, практика, наука. 2017. № 1. С. 15–16.
8. Симонишвили Л.Р. Формы правления: история и современность : учебное пособие / Л.Р. Симонишвили. Москва : Флинта: МПСИ, 2007. 278 с.
9. Фокина Д.Н. Особенности соотношения формы государственного устройства с другими элементами формы государства / Д.Н. Фокина // Актуальные проблемы науки и практики. 2021. № 4. С. 17–20.
10. Червонюк В.И. Модель организации публичной власти в контексте поправок – 2020 / В.И. Червонюк // Международный журнал конституционного и государственного права. 2021. № 2. С. 167–173.
11. Чиркин В.Е. Основы государственной власти : учебное пособие / В.Е. Чиркин. Москва : Юристъ, 1996. 110 с.

Остальные статьи