Трансформация демократии в России: от представительных форм к делиберативным (правовая экспликация)
Аннотация
Демократия, являясь основой конституционного строя, переживает трансформацию наряду с иными правовыми началами, закрепленными в Основном Законе. Хотя в настоящее время превалирующими являются формы представительной демократии, автор приходит к выводу, что сложившиеся технические, информационные и организационные условия способствуют развитию совещательных форм народовластия и вовлечению граждан в процесс обсуждения общественно значимых законопроектов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 06/2024 |
Страницы | 29-32 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-6-29-32 |
Правовая основа демократического государства, закрепленная в нормах Конституции, пережила определенную трансформацию и обретает в настоящее время новое наполнение.
После принятия Основного Закона парламентарии стремились конкретизировать демократический характер государства и демократизм как новый подход к принятию общественно значимых решений в самых различных источниках права. Принцип демократии был востребован не только в законах, регламентирующих сферу политических отношений. Так, в соответствии со ст. 8 УИК РФ 1996 г. уголовно-исполнительная система действует на основании принципа демократизма, однако его воплощение лишь косвенно связано с народовластием, основные начала которого раскрываются в Конституции РФ. Не отрицая спорность подобных решений, приводящих отчасти к размыванию понятия «демократия», можно заключить, что народовластие воспринималось как фундаментальный принцип, релевантный самым различным общественным отношениям.
Однако постепенно демократия приобрела явно выраженный представительный характер, тогда как в отношении развития непосредственных форм народовластия законодатель стал проявлять умеренность. Последняя выражалась в опциональности некоторых демократических институтов, например: выборах главы муниципального образования населением, в усложнении порядка реализации форм народовластия, в частности референдума, и в повышении требований к потенциальным участникам, как при реализации пассивного избирательного права.
В то же время качество участия граждан в формах народовластия на различных уровнях стало более высоким, хотя бы за счет приобретенного за последнее время политического и электорального опыта, развития информационных технологий и открытого характера данных о наиболее значимых вопросах общественной и политической жизни, прежде всего текстов правовых источников.
Существовавшее в прошлом представление о непригодности народа «для обсуждения важнейших государственных дел» не вполне справедливо по отношению к современным избирателям, многие из которых с позиций осведомлённости об общественно значимых проблемах и уровнях образования соответствуют народным представителям и способны вести с ними диалог. В этой связи делиберативная демократия рассматривается учеными как способ устранения недостатков представительных институций. С учетом изложенного основной вектор развития народовластия должен быть связан с интеграцией в работу представительных учреждений инструментов учета позиций граждан по наиболее значимым вопросам общественной жизни.