Дата публикации: 13.06.2024

Совещательный конституционализм и его реализация в социальном партнерстве

Аннотация

Статья посвящена исследованию роли социального партнерства в контексте конституционного развития и делиберативных практик. Социальное партнерство с участием государства, представителей работников и работодателей является конституционным механизмом солидаризации разнонаправленных интересов указанных субъектов. Социальный диалог по вопросам свободы труда, частной собственности и свободы экономической деятельности обладает нормативным и содержательным потенциалом его трансформации в дискуссию о конституционной модернизации в данной сфере, является формой совещательного (делиберативного) конституционализма.




Современный конституционализм представляет собой сложное сочетание идеалов, принимая при этом разнообразные формы, ни одна из них не способна претендовать на статус канонической. Концепция делиберативного конституционализма предполагает сочетание принципов конституционализма с принципами делиберативной демократии. Такое сочетание должно обеспечить, с одной стороны, стабильность установленных Основным Законом государственных механизмов при условии соблюдения прав и свобод личности и их защиту, а с другой – разумное согласие граждан на принятие, в том числе, ситуативных политических решений, вытекающих из публичного обсуждения. Совещательный конституционализм предполагает, что процесс формирования общественного мнения и политической воли реализуется в форме компромисса интересов. Но при этом возникает закономерный вопрос о формах, способах и правилах достижения такого компромисса. Область поиска ответа на этот вопрос может и должна быть расширена за счет обращения к идее общественной солидарности и социального партнерства в сочетании с взаимоотношением свободы, в частности свободы труда. Тем более что после внесенных в 2020 г. поправок к Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) юридическое и смысловое содержание понятий солидарности и социального партнерства существенным образом расширилось и теперь охватывает гораздо больший круг общественных отношений, нежели сфера труда.

Очевидно, что указанное конституционное расширение важнейших принципов взаимодействия личности, общества и государства актуализировало научную дискуссию о делиберативном конституционализме и конституционном развитии. Положения о взаимном доверии государства и общества, солидарности во всех ее проявлениях (политическая, экономическая и социальная) и социальном партнерстве (ст. 75.1 Конституции РФ) дают дополнительный импульс развитию социального правового государства, ориентированного, по утверждению О.Ю. Ильиной, на «конструктивное социальное взаимодействие, поиск компромисса для социальных групп с разными социальными интересами».

Социальное партнерство является средством достижения общественной солидарности, которую Б.С. Эбзеев рассматривает в качестве механизма преодоления противоречий индивидуального и коллективного и установления их баланса в системе взаимодействия общества и государства. В процессе выработки общей позиции субъектов, изначально имеющих разнонаправленные социальные устремления, реализуются возможности участия различных общественных институтов не только в политическом демократическом процессе, но и в модернизации Конституции РФ, реализуются условия для делиберативного конституционализма и конституционного развития.

Категория «солидарность» рассматривается и в научной литературе, и в практике Конституционного Суда РФ достаточно широко. Однако именно в социально-экономической сфере, а точнее в соотношении труда и частной собственности, кроется ее центральная идея. При этом содержание солидарности не сводится лишь к справедливому распределению материальных благ. Потому и социальное государство не ограничивается государственным гарантированием материальных условий жизни граждан. Действие данного конституционного принципа не только расширено до социальной политики государства в целом, но и затронуло взаимодействие публичных субъектов и общественных институтов в сфере политических демократических процедур, например, в форме общественных публичных слушаний.

Список литературы

1. Бугров Л.Ю. Проблема свободы труда в советском трудовом праве : автореферат диссертации доктора юридических наук / Л.Ю. Бугров. Москва, 1992. 32 с.
2. Губин Е.П. Предпринимательское право Российской Федерации : учебник / Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2020. 992 с.
3. Ильина О.Ю. Социальное партнерство: от социально-трудового трипартизма до универсального конституционного принципа / О.Ю. Ильина // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 8. С. 32–34.
4. Чеботарев Г.Н. Общественные обсуждения, общественные публичные слушания как форма социального партнерства институтов гражданского общества и органов публичной власти / Г.Н. Чеботарев // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 9. С. 35–38.
5. Чиркин В.Е. Российская Конституция 1993 г.: ценностное измерение / В.Е. Чиркин // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2018. Т. 13. № 6. С. 37–44.
6. Щетинина О.В. Философия активного поворота в социальной политике: приоритеты технологий социального партнерства / О.В. Щетинина // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 1 (53). С. 294–296.
7. Эбзеев Б.С. Государство и личность в России: социальная солидарность как парадигма отечественного конституционализма / Б.С. Эбзеев // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. № 6 (43). С. 986–999.
8. Worley J. Deliberative Constitutionalism / J. Worley // BYU Law Review. 2009. Iss. 2. Art. 5. P. 431–480.

Остальные статьи