Совещательный конституционализм и его реализация в социальном партнерстве
Аннотация
Статья посвящена исследованию роли социального партнерства в контексте конституционного развития и делиберативных практик. Социальное партнерство с участием государства, представителей работников и работодателей является конституционным механизмом солидаризации разнонаправленных интересов указанных субъектов. Социальный диалог по вопросам свободы труда, частной собственности и свободы экономической деятельности обладает нормативным и содержательным потенциалом его трансформации в дискуссию о конституционной модернизации в данной сфере, является формой совещательного (делиберативного) конституционализма.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 06/2024 |
Страницы | 26-28 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-6-26-28 |
Современный конституционализм представляет собой сложное сочетание идеалов, принимая при этом разнообразные формы, ни одна из них не способна претендовать на статус канонической. Концепция делиберативного конституционализма предполагает сочетание принципов конституционализма с принципами делиберативной демократии. Такое сочетание должно обеспечить, с одной стороны, стабильность установленных Основным Законом государственных механизмов при условии соблюдения прав и свобод личности и их защиту, а с другой – разумное согласие граждан на принятие, в том числе, ситуативных политических решений, вытекающих из публичного обсуждения. Совещательный конституционализм предполагает, что процесс формирования общественного мнения и политической воли реализуется в форме компромисса интересов. Но при этом возникает закономерный вопрос о формах, способах и правилах достижения такого компромисса. Область поиска ответа на этот вопрос может и должна быть расширена за счет обращения к идее общественной солидарности и социального партнерства в сочетании с взаимоотношением свободы, в частности свободы труда. Тем более что после внесенных в 2020 г. поправок к Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) юридическое и смысловое содержание понятий солидарности и социального партнерства существенным образом расширилось и теперь охватывает гораздо больший круг общественных отношений, нежели сфера труда.
Очевидно, что указанное конституционное расширение важнейших принципов взаимодействия личности, общества и государства актуализировало научную дискуссию о делиберативном конституционализме и конституционном развитии. Положения о взаимном доверии государства и общества, солидарности во всех ее проявлениях (политическая, экономическая и социальная) и социальном партнерстве (ст. 75.1 Конституции РФ) дают дополнительный импульс развитию социального правового государства, ориентированного, по утверждению О.Ю. Ильиной, на «конструктивное социальное взаимодействие, поиск компромисса для социальных групп с разными социальными интересами».
Социальное партнерство является средством достижения общественной солидарности, которую Б.С. Эбзеев рассматривает в качестве механизма преодоления противоречий индивидуального и коллективного и установления их баланса в системе взаимодействия общества и государства. В процессе выработки общей позиции субъектов, изначально имеющих разнонаправленные социальные устремления, реализуются возможности участия различных общественных институтов не только в политическом демократическом процессе, но и в модернизации Конституции РФ, реализуются условия для делиберативного конституционализма и конституционного развития.
Категория «солидарность» рассматривается и в научной литературе, и в практике Конституционного Суда РФ достаточно широко. Однако именно в социально-экономической сфере, а точнее в соотношении труда и частной собственности, кроется ее центральная идея. При этом содержание солидарности не сводится лишь к справедливому распределению материальных благ. Потому и социальное государство не ограничивается государственным гарантированием материальных условий жизни граждан. Действие данного конституционного принципа не только расширено до социальной политики государства в целом, но и затронуло взаимодействие публичных субъектов и общественных институтов в сфере политических демократических процедур, например, в форме общественных публичных слушаний.