Делиберативный конституционализм в странах Бенилюкса
Аннотация
В статье рассматривается опыт стран Бенилюкса в организации институтов делиберативного конституционализма, выявляются и анализируются особенности законодательного процесса при участии представителей гражданского блока.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 06/2024 |
Страницы | 21-25 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-6-21-25 |
Создание конституции есть важное достижение в государственно-правовом развитии, но, как известно, не только одним этим событием обусловлено вступление в эпоху конституционализма. Конституционализм является стратегией развития государства и общества в соответствии с основополагающими концептами конституции любого демократического государства. Принципы конституционализма многоплановы, но в целом перекликаются с признаками верховенства права: признание и гарантированность прав человека, разделение властей, народный суверенитет, выборность и ответственность должностных лиц, высшая юридическая сила и стабильность конституции. Согласно позиции Н.В. Григорьевой, конституционализм на сегодняшний день является идеологией большинства современных государств, многие из которых имеют конституции, определяющие основу существования данных государств. И.А. Кравец отмечает, что конституционализм есть стратегия развития государства и общества со значительным набором закрепляемых в конституциях целевых норм и норм-принципов в качестве интеллектуальной и нормативной основы для стратегического планирования. Как указывает М.В. Самигуллин, в современной юридической литературе конституционализм обычно рассматривается в неразрывной связи с ограничением власти государства как «вера в существование конституционных способов относительно установления государственных ограничений», «юридическое ограничение государства и полная противоположность своему правлению», совокупность принципов, порядка деятельности и институциональных механизмов, которые традиционно используются с целью ограничения государственной власти. Конституционализм как идея, а затем как практика развивался из потребности процессуального опосредования организации и деятельности существующей власти.
Конституционализм сегодня является динамично развивающимся правовым институтом, который отвечает на запросы общества, в том числе связанные с активным участием населения в делах государства и муниципалитета, что породило новый подвид конституционализма – делиберативный конституционализм. Делиберативный конституционализм является сравнительно новой правовой концепцией, сочетающей в себе идеи юридических ограничений политической власти с делиберативной демократической теорией, достижением политического консенсуса между населением и властью по отдельным вопросам. Делиберативная теория зарекомендовала себя как совокупность взглядов, утверждающих, что публичное обсуждение среди свободных и равных между собой граждан является основой легитимного принятия решений и осуществления самоуправления. Фактически теория делиберативного конституционализма является гибридной, сочетающей в себе элементы инклюзивного общественного обсуждения и основные элементы конституционализма. Гибридная теория привносит в общие нормативные требования делиберативной демократичной теории специфический институциональный и правовой фокус. В отечественной юриспруденции предложена концепция делиберативного народного конституционализма, которая комбинирует требования к широкому вовлечению граждан и экспертов в процесс конституционных изменений и создание информационного пространства для обсуждения поправок к Конституции.
Делиберативный конституционализм – это метатеоретическая парадигма, которая стремится объединить в новых терминах конституционализм и делиберативную демократию, две потенциально находящиеся в противоречии теории. Институты делиберативного конституционализма создают значительные возможности для народного влияния на национальную и региональную политику. Данная концепция стремится выйти за рамки традиционного подхода совещательной демократичной теории к конституционализму, характеризующемуся общими взглядами, которые упускают из вида многое из того, что институционально отличается от конституций.