Дата публикации: 13.06.2024

Институт публичных манифестаций как форма делиберативной демократии

Аннотация

В статье обсуждается институт публичных манифестаций в контексте развития форм делиберативной демократии. Публичные манифестации рассматриваются не только как форма протестной гражданской активности, но и в качестве способа вовлечения граждан в процесс изменения конституции. Отмечается недостаток развития потенциала митингов и мирных собраний для целей повышения гражданского участия в инициировании и обсуждении конституционных проектов. Предлагается возложить на органы власти обязанность ведения открытой статистики публичных манифестаций, связанных с гражданскими конституционными инициативами, а также введение упрощенного порядка проведения собраний, направленных на обсуждение конституционных изменений.




Современный конституционализм базируется на демократической легитимации государственной власти и является, таким образом, демократическим или народным конституционализмом. Высшим проявлением демократического конституционализма выступила теория народного суверенитета, которая наделяет нацию конституирующей властью. Однако за период формирования и осуществления на практике демократический конституционализм показал невысокую степень вовлечения народа в осуществление учредительной власти. В основном это участие проявляется в избрании органов публичной власти, а также в пассивной роли при конституционных изменениях посредством утверждения предлагаемых конституционных проектов. Практика советского государственного строительства расширила демократическое участие институтом всенародных обсуждений проектов конституций. Вместе с тем народ не обладал правом инициативы пересмотра конституции, а лишь привлекался к обсуждению проектов, разработанных властью.

Дефицит демократического участия в осуществлении конституирующей власти дал толчок развитию теории делиберативного конституционализма. В заявке на грант Российского научного фонда в 2022 г. И.А. Кравец предложил ввести в конституционно-правовой лексикон концепт «делиберативный конституционализм». По мнению И.А. Кравца, делиберативный конституционализм возникает в результате соединения теории делиберативной демократии и конституционной теории в области реформирования конституции. Делиберативный конституционализм предполагает формирование и расширение конституционной основы для вовлечения граждан в принятие публично-правовых решений, особенно в процессе конституционной модернизации на всех ее стадиях. Делиберативный конституционализм требует не просто участия народа в утверждении проектов решений и их обсуждения, но и возможность инициирования реформ, внесения изменений в проекты реформ, вовлечение профессионального экспертного сообщества и иных заинтересованных групп в процесс преобразования правового пространства России. В этой связи особого внимания заслуживает институт публичных манифестаций как формы гражданского участия в принятии публично значимых решений посредством инициирования и обсуждении проектов правовой модернизации государства и трансформации политических институтов.

Родовой (комплексный) термин «публичные манифестации» не получил закрепления в российском законодательстве и в конституционно-правовой теории рассматривается в качестве одного из синонимов другого собирательного понятия – «публичное мероприятие», включающего в себя собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирования. Публичные манифестации в общественном сознании чаще всего понимаются в контексте противодействия государству, как организованный протест против решений власти. Однако в научной литературе подчеркивается двойственная природа манифестаций: как гражданский протест (защита своих прав и интересов от посягательств) и как форма коммуникации между властью и обществом. А.А. Кондрашев отмечает, что публичные манифестации выступают формой донесения мнения граждан до власти, однако чаще всего используются для протеста против действий и решений публичных властей. Европейский суд по правам человека, рассматривая целевое предназначение свободы собраний, акцентирует внимание на выражении личного мнения и убеждений.

Список литературы

1. Акимова Е.Я. Федеральный конституционный суд Германии расширил доктринальное толкование права на свободу собраний / Е.Я. Акимова // Журнал конституционного правосудия. 2014. № 3. С. 26–37.
2. Бранкенагель А. Свобода собраний и митингов в Российской Федерации – сделано в СССР?: «Лучше мы не можем» или «По-другому не хотим»? / А. Бранкенагель, И.Г. Левин // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. № 2 (93). С. 55–62.
3. Дробот С.Е. Коммуникативные возможности политического участия в механизме конституционной модернизации: ретроспективные аспекты и перспективы совершенствования / С.Е. Дробот // История государства и права. 2023. № 5. С. 21–26.
4. Дробот С.Е. Указное право в механизме конституционной модернизации / С.Е. Дробот // Юридическая наука и практика. 2023. Т. 19. № 1. С. 5–15.
5. Кондрашев А.А. Свобода собраний в России: системные дефекты законодательства и политико-правовая практика / А.А. Кондрашев // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. № 6 (121). С. 24–44.
6. Кравец И.А. Делиберативный народный конституционализм и конституционные изменения: формы, процедуры и технологии в сравнительной конституционной теории и практике (к 30-летию Конституции РФ в сравнительном аспекте) / И.А. Кравец // Государство и право. 20
7. Кравец И.А. Модели конституционных изменений и конституционная реформа в цифровую эпоху: правовые, методологические и практические аспекты / И.А. Кравец // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. № 6. С. 3–8.
8. Кравец И.А. Учредительная власть и судебный конституционализм: теоретические подходы и конституционная реформа 2020 года / И.А. Кравец // Журнал конституционного правосудия. 2022. № 1 (85). С. 1–11.
9. Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты / В.Н. Руденко. Екатеринбург : УрО РАН, 2003. 476 с.
10. Саленко А.В. Конституционно-правовое значение свободы мирных собраний: доктринальные и судебные подходы в России и Германии / А.В. Саленко // Российский юридический журнал. 2019. № 5. С. 9–17.
11. Саленко А.В. Право публичных собраний / А.В. Саленко. Калининград : Издательство БФУ им. И. Канта, 2022. 87 с.
12. Саленко А.В. Свобода мирных собраний в Российской Федерации: допустимы ли «государственные митинги» / А.В. Саленко // Академический юридический журнал. 2018. № 2 (72). С. 28–31.
13. Саленко А.В. Философия свободы мирных собраний в конституционных принципах России и Германии / А.В. Саленко // Антиномии. 2020. Т. 20. № 1. С. 117–139.

Остальные статьи