Институт публичных манифестаций как форма делиберативной демократии
Аннотация
В статье обсуждается институт публичных манифестаций в контексте развития форм делиберативной демократии. Публичные манифестации рассматриваются не только как форма протестной гражданской активности, но и в качестве способа вовлечения граждан в процесс изменения конституции. Отмечается недостаток развития потенциала митингов и мирных собраний для целей повышения гражданского участия в инициировании и обсуждении конституционных проектов. Предлагается возложить на органы власти обязанность ведения открытой статистики публичных манифестаций, связанных с гражданскими конституционными инициативами, а также введение упрощенного порядка проведения собраний, направленных на обсуждение конституционных изменений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 06/2024 |
Страницы | 16-20 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-6-16-20 |
Современный конституционализм базируется на демократической легитимации государственной власти и является, таким образом, демократическим или народным конституционализмом. Высшим проявлением демократического конституционализма выступила теория народного суверенитета, которая наделяет нацию конституирующей властью. Однако за период формирования и осуществления на практике демократический конституционализм показал невысокую степень вовлечения народа в осуществление учредительной власти. В основном это участие проявляется в избрании органов публичной власти, а также в пассивной роли при конституционных изменениях посредством утверждения предлагаемых конституционных проектов. Практика советского государственного строительства расширила демократическое участие институтом всенародных обсуждений проектов конституций. Вместе с тем народ не обладал правом инициативы пересмотра конституции, а лишь привлекался к обсуждению проектов, разработанных властью.
Дефицит демократического участия в осуществлении конституирующей власти дал толчок развитию теории делиберативного конституционализма. В заявке на грант Российского научного фонда в 2022 г. И.А. Кравец предложил ввести в конституционно-правовой лексикон концепт «делиберативный конституционализм». По мнению И.А. Кравца, делиберативный конституционализм возникает в результате соединения теории делиберативной демократии и конституционной теории в области реформирования конституции. Делиберативный конституционализм предполагает формирование и расширение конституционной основы для вовлечения граждан в принятие публично-правовых решений, особенно в процессе конституционной модернизации на всех ее стадиях. Делиберативный конституционализм требует не просто участия народа в утверждении проектов решений и их обсуждения, но и возможность инициирования реформ, внесения изменений в проекты реформ, вовлечение профессионального экспертного сообщества и иных заинтересованных групп в процесс преобразования правового пространства России. В этой связи особого внимания заслуживает институт публичных манифестаций как формы гражданского участия в принятии публично значимых решений посредством инициирования и обсуждении проектов правовой модернизации государства и трансформации политических институтов.
Родовой (комплексный) термин «публичные манифестации» не получил закрепления в российском законодательстве и в конституционно-правовой теории рассматривается в качестве одного из синонимов другого собирательного понятия – «публичное мероприятие», включающего в себя собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирования. Публичные манифестации в общественном сознании чаще всего понимаются в контексте противодействия государству, как организованный протест против решений власти. Однако в научной литературе подчеркивается двойственная природа манифестаций: как гражданский протест (защита своих прав и интересов от посягательств) и как форма коммуникации между властью и обществом. А.А. Кондрашев отмечает, что публичные манифестации выступают формой донесения мнения граждан до власти, однако чаще всего используются для протеста против действий и решений публичных властей. Европейский суд по правам человека, рассматривая целевое предназначение свободы собраний, акцентирует внимание на выражении личного мнения и убеждений.