Дата публикации: 13.06.2024

Концепция современного социального государства через призму делиберативного конституционализма

Аннотация

В связи с закреплением конституционно защищаемых ценностей путем социальных поправок 2020 г. к Конституции РФ возникает необходимость формирования концепции современного социального государства с целью ответить на текущие вызовы (глобализация, технологическое развитие, старение населения), но эта направленность не обязательно означает его полный демонтаж, поскольку концепция является основным балансирующим механизмом между государством и обществом. Поэтому встраивание формирования этой концепции в систему делиберативного конституционализма может вернуть общественное доверие посредством оживленного нарратива о социальном государстве, просто потому, что простых лозунгов о социальной справедливости недостаточно для решения основных проблем, с которыми сталкивается общество, в этой области также необходимы структурированные обсуждения текущих социальных проблем, которые позволят выявить многомерные ожидания и потребности граждан и предложить жизнеспособные решения. Автор акцентирует внимание на том, что обсуждение базовых индикаторов социального государства с заинтересованными субъектами должно базироваться на принципе экспертной доступности, позволяющем выявлять истинное мнение общественности в целом по социальным вопросам в конституционно значимых целях для последующего формирования востребованной модели социального государства.




Тренд на создание социальной государственности стал преобладающим во всем развитом мире после Второй мировой войны; появились различные модели социального государства, которые не укладываются в качестве нормативной черты исключительно в форму капиталистической демократии. Категория «социальное государство», или «государство всеобщего благосостояния», вошедшая в конституционно-правовой оборот, как правило, подразумевает определенную форму социального обеспечения нуждающихся слоев населения, заботу государства о своих гражданах, а также обозначает государство, в котором и экономика выстроена таким образом, чтобы гарантировать социальное обеспечение и социальную защиту. Неслучайно, развивая доктрину социального государства, отечественные ученые предложили для признания право на социальное благополучие.

В современном мире принято выделять режимы государства всеобщего благосостояния: «социал-демократические» режимы (Швеция, Норвегия и Дания), корпоративистские христианско-демократические (консервативные) режимы (Германия, Италия, Франция и Австрия); либеральные, «рыночно ориентированные» режимы (США и Великобритания). Социал-демократические государства характеризуются высоким уровнем декоммодификации; универсальными преимуществами от государства; сильной межклассовой солидарностью; государственным, а не частным обеспечением и приверженностью равенству. Консервативный тип государства всеобщего благосостояния обеспечивают умеренный уровень декоммодификации; обязательства по принципу субсидиарности и забота о сохранении традиционных семейных структур. Либеральный тип характеризуется низким уровнем декоммодификации, льготами низкого уровня, значимостью частных форм социального обеспечения и стремлением укрепить, а не заменить рынки.

Помимо капиталистического государства всеобщего благосостояния, социалистическое государство – другая важная современная форма, в которой сочетается экономическое и социальное. В таких странах, как Восточная Германия (ГДР), Венгрия и Югославия и, конечно, СССР до 1990-х годов государственная собственность на средства производства сочеталась с благосостоянием. Такое государство гарантировало полную занятость, предоставляло широкий спектр государственных услуг на бесплатной основе (образование, здравоохранение) и доступные продукты питания, а также жилье. История показала нежизнеспособность такой формы и необходимость постепенной адаптации к меняющимся условиям (примером в этом смысле является Китай).

Термин «социальное государство» активно критикуется, и термин «государство всеобщего благосостояния» / «всеобщего благоденствия» также не является подходящим способом описания государства. С точки зрения буквального понимания последнего данный термин следует рассматривать в целом, если бы вся центральная и местная власть взялись решать задачу обеспечения благосостояния своего народа. Название «государство всеобщего благосостояния» с самого начала было проблематичным. Хорошо известно, что эта фраза впервые вошла в английский обиход в 1941 г., когда архиепископ Йоркский Уильям Темпл противопоставил Великобритании нацистскую Германию, назвав Великобританию «государством всеобщего благосостояния», а Германию «государством власти» . У. Беверидж, которого обычно считают «отцом» британского «государства всеобщего благосостояния», искренне не любил этот термин. Он говорил, что фраза о государстве всеобщего благосостояния подразумевает «что-то для ничего», «состояние Санта-Клауса», что совершенно противоречило его акценту на важности вклада работников, добровольных усилий и личной ответственности. Как настаивал У. Беверидж в своем отчете о социальном страховании и союзных службах 1942 г., «гражданина не следует учить относиться к государству как раздатчику подарков, за которые никто не должен платить». Как указывается в юридической литературе, «понятие государства всеобщего благоденствия невольно ассоциируется с понятием социального благополучия». В этой связи в современной зарубежной литературе предлагаются такие понятия, как «неолиберальное государство», «государство безопасности». Следуя принципу преемственности в науке, а также учитывая базовый конституционный лексикон, в современных условиях целесообразно говорить о трансформации понятия «социальное государство» без изменения самого термина в отечественной юриспруденции.

Список литературы

1. Клишас А.А. Современная концепция социального государства : монография / А.А. Клишас ; предисловие Т.Я. Хабриевой. Москва : Норма: Инфра-М, 2023. 288 с.
2. Кравец И.А. Демократический конституционный краудсорсинг и модели цифрового конституционализма для публично-правовой коммуникации и конституционных изменений / И.А. Кравец // Сравнительное конституционное обозрение. 2024. № 1 (158). С. 60–90.
3. Кравец И.А. Конституционализация достоинства личности и перспективы права на социальное благополучие / И.А. Кравец // Государство и право. 2020. № 1. С. 41–53. DOI: 10.31857/S013207690008349-5.
4. Линде А.Н. Концепция делиберативной демократии Ю. Хабермаса в контексте современной теории политической коммуникации (теоретико-методологический анализ) : диссертация кандидата политических наук / А.Н. Линде. Москва, 2017. 187 с.
5. Моисеева Е.Ю. Реализация принципа социального государства в процессе предупреждения и терапии социально значимых заболеваний в РФ: на основе практики национальной борьбы с ВИЧ / СПИД и туберкулезом / Е.Ю. Моисеева // Юридическая наука и практика. 2020. Т.
6. Скачкова Г.С. Развитие идеи социального государства и новации статьи 75.1 Конституции Российской Федерации / Г.С. Скачкова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2021. Т. 7. № 3 (27). С. 86–97
7. Фурс В.А. Перспективы развития делиберативной демократии в условиях цифровизации коммуникативных технологий / В.А. Фурс // Журнал политических исследований. 2022. Т. 6. № 4. С. 20–30.
8. Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы / В.Е. Чиркин // Журнал российского права. 2008. № 12. С. 24–37.
9. Aitamurto T. Five Design Principles for Crowdsourced Policymaking: Assessing the case of Crowdsourced Off-Road Traffic Law in Finland / T. Aitamurto, H. Landemore // Journal of Social media for Organizations. 2015. Vol. 2 (1). P. 1–19.
10. Beveridge W. Social Insurance and Allied Services / W. Beveridge. London, HMSO : Great Britain. Inter-departmental Committee on Social Insurance and Allied Services. Macmillan Company, 1942. 299 p.
11. Dana P. Top Secret America: The rise of the new American security state / P. Dana, W. Arkin. Boston : Little Brown, 2011. 264 p.
12. Edgerton D. Warfare State: Britain, 1920–1970 / D. Edgerton. Cambridge : Cambridge University Press, 2005. 382 p.
13. Fishkin J. Experimenting with a Democratic Ideal: Deliberative Polling and Public Opinion / J. Fishkin, R. Luskin // Acta Politica. 2005. Vol. 40. P. 284–298.
14. Garland D. The Welfare State: A Fundamental Dimension of Modern Government / D. Garland // European Journal of Sociology. 2014. Vol. 55. Iss. 3. P. 327–364.
15. Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in Society / H.D. Lasswell // The Process and Effects of Mass Communication / W. Schramm, D.F. ve Roberts. Urbana : University of Illinois Press, 1971. 227 p.

Остальные статьи