Мобилизационный демократический конституционализм и конституционные изменения: теоретические, российские и сравнительные аспекты
Аннотация
В работе раскрываются теоретические и публично-правовые основы конституционной мобилизации и мобилизационного конституционализма, разграничиваются категории «конституционные изменения» и «конституционная модернизация». Мобилизация различных субъектов конституционного права, обладающих властными полномочиями, профессиональными знаниями, и обычных граждан является важным трендом в современных демократических государствах при проведении конституционных изменений. Автор статьи полагает, что в сравнительном конституционализме появляется новая область исследований публично-правовой и конституционной политики, которая отражает процесс вовлечения различных субъектов конституционного права в конституционную мобилизацию и в конституционные изменения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 06/2024 |
Страницы | 3-10 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-6-3-10 |
Мобилизационная природа конституирующей власти
Идентичность конституирующей власти только частично определяется пределами действующей системы конституционализма и правопорядка в целом. Сторонники связанности конституирующей власти нормами и принципами права и действующей конституции отстаивают потребность конституционализации данной формы власти народа. У такой власти много генеративных возможностей, которые могут находиться в границах неизменных положений конституции, но могут и «вырываться» за их пределы. Запрос на обсуждение конституционной идентичности в границах работающих норм и принципов конституции подогревается нормативными новациями после поправок 2020 г. в Конституцию РФ. Данная статья продолжает исследование вопросов демократического конституционного дизайна с позиций мобилизационного конституционализма и конституционных изменений. Стремление увидеть «внутреннюю» и «внешнюю» функции конституционной идентичности через призму деятельности федерального органа конституционного правосудия оставляет за пределами обсуждения формы участия граждан и институтов гражданского общества в формировании и поддержании как конституционной идентичности, нормативные границы которой расширились после конституционной реформы 2020 г. в России, так и более широкой категории – национальной идентичности.
Конституционное развитие современных государств ставит в публично-правовую и политическую плоскость несколько взаимосвязанных вопросов: о легитимности и авторитетности действующих конституций, об использовании учредительной власти, о правовых границах конституционных изменений и соотношении права и конституирующей власти, об участии граждан, экспертов, институтов гражданского общества в конституционных изменениях, которые, в первую очередь, связаны с территориальными границами национальных юрисдикций. Обсуждается и проблема использования цифровых и информационных технологий в процедурах формальных и неформальных конституционных изменений. Подобные вопросы касаются, во-первых, проблемы социальных оснований учредительной власти в любом государстве и специальной проблемы участия в осуществлении конституирующей власти граждан и различных элементов социальной структуры общества. Во-вторых, такие вопросы обусловлены использованием различных способов и форм мобилизации для подготовки и осуществления конституционных изменений. В-третьих, конституирующая власть находится в сложных отношениях с действующим правом и правопорядком страны и ее использование в целях совершенствования конституционного строя или создания нового юридического конституционализма (на базе вновь принятой конституции) наталкивается на проблему обеспечения верности конституции и развития содержания материальной конституции. Например, страдает ли авторитет конституции, когда она подвергается серьезным изменениям; как восстанавливать легитимность и одновременно целостность конституции как основного закона страны в случае кардинальных изменений юридического конституционализма? В исследованиях предлагается авторитетность конституции рассматривать в качестве «нового» юридического свойства, однако не упоминаются способы юридической институционализации такого свойства в тексте конституции. В практике и механизме реализации Конституции РФ авторитетность не раз подвергалась сомнениям со стороны оппонентов и защите в деятельности Конституционного Суда РФ; однако в силу работы Конституции РФ в широком правовом, политическом, экономическом, социальном и духовном пространстве авторитетность не может быть ограничена исключительно юридическими параметрами, скорее, это не юридическое свойство, а широкое социальное качество (в публичном пространстве) Основного Закона страны. Юридическим выражением авторитетности как социального качества основного закона является верховенство и высшая юридическая сила конституции.