Дата публикации: 13.06.2024

О законодательном регулировании продуцирования, применения и пользования смарт-систем

Аннотация

Появление «генеративного искусственного интеллекта» (ГИИ) привело к принятию в Китае первого нормативного правового акта, регулирующего оказание услуг с его помощью. Для того чтобы регулировать общественные отношения, необходимо знать то, по поводу чего возникают эти отношения, т.е. то, что называют ГИИ. Поэтому такой продукт человеческой деятельности должен быть точно и полно формализован и правильно назван. Кроме того, необходимо определить не только форму и/или содержание носителя, называемого артефактным (искусственным) интеллектом, но и его строение, в том числе его функции, которые могут быть негативными. Учитывая появление тренда на смартизацию, идущего на смену цифровизации, логично использовать термины «смарт-продукт» и «смарт-система». Определены основные свойства смарт-продукта в виде смарт-систем и смарт-медиапродуктов, а также рассмотрены особенности применения смарт-агентов или смарт-акторов. Аргументировано, что применение смарт-систем одними юридическими субъектами против других, добровольное пользование смарт-инструментами и/или использование смарт-объектов людьми без осознания их подлинных свойств создает риски негативного воздействия на них в виде нарушения конституционных свобод, прав и законных интересов.




Недавно в Китае (КНР) был принят нормативный правовой акт (меры), регулирующий деятельность по предоставлению услуг на основе генеративного искусственного интеллекта (ГИИ). Поэтому представляет интерес рассмотреть новацию КНР в регулировании правоотношений, возникающих по поводу того, что называют «артефактный (искусственный) интеллект» (ИИ).

Под действие этих мер попадает не деятельность по разработке и некоммерческому применению ГИИ, а только услуги, оказываемые провайдерами (службами, поставщиками) с помощью ГИИ. В определенных случаях оказание таких услуг (сервиса) требует лицензирования. Поставщик отвечает не только за свой контент, но и контент пользователей. Если будет обнаружен незаконный контент, поставщик должен незамедлительно принять меры по прекращению генерации, передачи и удалению незаконного контента, предпринять такие меры, как обучение по оптимизации модели, чтобы исправить это, и сообщить в соответствующие компетентные департаменты.

Отметим, что КНР обращает внимание на прозрачность ГИИ, а также на точность и надежность генерируемого контента. Если поставщик обнаружит, что пользователь использует службу ГИИ для осуществления незаконной деятельности, он должен принять такие меры, как предупреждение, ограничение функций, приостановление или прекращение предоставления ему услуг в соответствии с контрактом, вести соответствующие записи и сообщать в соответствующие компетентные департаменты.

В статье 22 этих мер дается определение: «Технология генеративного искусственного интеллекта относится к моделям и связанным с ними технологиям, которые обладают способностью генерировать контент, такой как текст, изображения, аудио и видео». Из этого следует, что КНР уделяет большое значение моделям данных, т.е. информационным онтологиям предметных областей. Также отметим, что ГИИ еще называют технологиями, системами и сервисами, что говорит о недостаточной терминологизации нормативно-правового акта. В США и ЕС такие системы называют чат-ботами GPT, лингвоботами на основе больших языковых моделей (LLM). Фактически это диалоговые смарт-системы, которые могут отвечать не только на вопросы, но и на запросы пользователей, продуцируя смарт-медиапродукты с текстовым, графическим и/или числовым контентом, а также аудио-, видеоконтентом. Кроме реактивных лингвоботов, появились их активные варианты, которые обучены проявлять активность в виде продуцирования нравящихся ответов пользователям.

О смарт-системах

Список литературы

1. Морхат П.М. Правосубъектность искусственного интеллекта в сфере права интеллектуальной собственности: гражданско-правовые проблемы : диссертация доктора юридических наук / П.М. Морхат. Москва, 2018. 420 с.
2. Нестеров А.В. Экспертика: Общая теория экспертизы / А.В. Нестеров. Москва : Типография НИУ ВШЭ, 2014. 261 с.
3. Понкин И.В. Искусственный интеллект с точки зрения права / И.В. Понкин, А.И. Редькина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Юридические науки. 2018. Т. 22. № 1. С. 91–109.
4. Пономарева Е.В. Феномен квазисубъекта права: вопросы теории / Е.В. Пономарева. Москва : Юрлитинформ, 2020. 160 с.
5. Советское гражданское право : учебник : в 2 томах. Т. 1 / под редакцией О.А. Красавчикова. Москва : Высшая школа, 1985. 544 с.
6. Трохов М.С. Гражданско-правовое регулирование искусственного интеллекта в Российской Федерации / М.С. Трохов, О.А. Колоскова, И.Д. Глазов // Юридические исследования. 2023. № 3. С. 23–39.
7. Ястребов О.А. Правосубъектность электронного лица: теоретико-методологические подходы / О.А. Ястребов // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2018. Т. 13. № 2. С. 36–55.
8. Fernando C. Promptbreeder: Self-Referential Self-Improvement Via Prompt Evolution / C. Fernando [et al.]. URL: <a href="http://arXiv:2309.16797." target="_blank">http://arXiv:2309.16797.</a> <a href="https://doi.org/10.48550/arXiv.2309.16797." target="_blank">https://doi.org/10.48550/arXiv.2309.16797.</a>

Остальные статьи