Дата публикации: 13.06.2024

Конституционный совет субъекта Российской Федерации: законодательство и практика

Аннотация

Федеральным конституционным законом от 8 декабря 2020 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» установлено, что субъекты РФ вправе принять решение о создании конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ (ч. 7 ст. 5). В данном исследовании представлен анализ положений законов субъектов РФ, установивших статус совета, его полномочия и статус члена.




Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, так и не став полноценной судебной властью в субъекте РФ, в соответствии с федеральным законодательством прекратили свою деятельность с 1 января 2023 г., тем самым ликвидировав судебную власть в субъекте РФ.

При этом федеральный законодатель непоследователен, так как ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 414-ФЗ) закреплены принципы деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, и установлено, что «деятельность органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, осуществляется в соответствии со следующими принципами:

7) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную».

Может, с учетом этого положения Федеральным конституционным законом от 8 декабря 2020 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» установлено, что субъекты РФ вправе принять решение о создании конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ (ч. 7 ст. 5).

Не является ли модель конституционных советов возвращением к модели комитетов конституционного надзора, которая в силу рекомендательного характера решений комитетов не позволяла обеспечить полноценный контроль за нормотворческой деятельностью органов государственной власти?

Список литературы

1. Беньяминова С. Конституционные (уставные) советы субъектов Российской Федерации: в поисках статуса / С. Беньяминова, А. Баляткеев, В. Кабанов // Сравнительное конституционное обозрение. 2023. № 3 (154). С. 72–89.
2. Карасев А.Т. Конституционные советы республик Адыгея, Башкортостан, Татарстан и Саха (Якутия): кто в лес, кто по дрова? / А.Т. Карасев, А.В. Савоськин, В.А. Мещерягина // Российское право: образование, практика, наука. 2023. № 2. С. 58‒67. DOI: 10.34076/2
3. Курманов М.М. Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования / М.М. Курманов // Журнал российского права. 2004. № 11. С. 22–29.
4. Курманов М.М. Есть ли судебная власть в субъекте Российской Федерации? / М.М. Курманов, М.М. Курманов // Вестник Российской правовой академии. 2021. № 4. С. 29–34.
5. Курманов М.М. Ответственность главы муниципального образования: проблемы правового регулирования / М.М. Курманов, И.Х. Миннегулов // Юридический мир. 2012. № 3. С. 13–15.
6. Курятников В.В. К вопросу о необходимой и допустимой компетенции конституционных (уставных) советов субъектов Российской Федерации / В.В. Курятников // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Право. 2023. Т. 23. № 1. С. 88–94.

Остальные статьи