Конституция Российской Федерации и проблемы верховенства закона
Аннотация
В статье рассмотрена демократическая природа Конституции России 1993 г. Показано, что Конституция находится на иерархической вершине национальных источников права. Обосновано, что верховенство закона обусловлено народным и государственным суверенитетом, задачей построения демократического правового государства. Показано, что приоритет конституционных и законодательных положений обеспечивает единство правовой системы и политических институтов, способствует укреплению российской государственности. Отмечена важная роль суда в обеспечении верховенства закона.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 06/2024 |
Страницы | 43-48 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-6-43-48 |
Важнейшим программным актом в политической истории России является ее Конституция от 12 декабря 1993 г., действующая с поправками, одобренными всенародным голосованием 1 июля 2020 г. (далее — Конституция РФ). Она полностью соответствует европейской правовой традиции и состоит из преамбулы (своего рода введения), двух разделов, причем раздел первый делится на 9 глав, включающих 141 статью. По результатам конституционной реформы внесено 206 изменений в учредительный (базовый) текст (гл. 3, 4, 5, 6, 7, 8). Именно в разделе первом, представляющем так называемую основную часть, содержатся большинство первичных императивных норм, регламентирующих конституционные отношения. Главы 1 и 2 Конституции РФ не могут быть изменены обычным способом — посредством конституционных поправок. Для этого требуется исключительная процедура — принятие нового учредительного акта.
Конституция — это стабильный и, как правило, долговременный акт — документ, определяющий новые векторы (направления) развития России, образ позитивного будущего в установленном нормативном формате. Она воплощает определенный идеал национальной государственности, ее желаемое устройство с учетом социокультурных традиций и национального менталитета.
Конституция является символом и проявлением юридической, политической и культурной идентичности государства. Это действительно выдающийся и уникальный феномен, закрепляющий формы и методы осуществления государственной власти.
Конституции как основополагающему кодифицированному акту присущи наивысшая (максимальная) юридическая сила и прямое действие. При непосредственном действии конституционных положений возможно широкое осуществление основных прав и свобод человека и гражданина. Только в этом случае они (учредительные нормы и принципы) будут действительно верховным правом и устойчивым базисом политической и юридической системы.
Особая юридическая сила конституционных норм проявляется в том, что они имеют приоритет в правотворческой и правоприменительной деятельности. Законы и подзаконные акты проявляют свою сущность при сопоставлении с национальной Конституцией и должны соответствовать ей. По итогам конституционной реформы 2020 г. установлен приоритет Основного Закона РФ по сравнению с решениями межгосударственных органов, принятых на основании международных договоров Российского государства (ст. 79).