Дата публикации: 13.06.2024

К вопросу об эффективности противодействия антиконкурентным действиям коллективных субъектов в публичном праве

Аннотация

В статье автор обращается к проблематике ответственности коллективных субъектов права, затрагивая вопросы ее эффективности и возможных альтернатив реагирования на антиконкуретные действия органов публичной власти, существующих в настоящее время в национальном правопорядке. В статье уделяется внимание мерам воздействия на адресатов норм как административного, так и конкурентного права через призму гражданско-правовой ответственности. Наибольшее внимание автор уделяет проблематике эффективного противодействия, в том числе и антиконкурентным действиям органов публичной власти, применение к которым штрафной ответственности и достижение эффекта так называемой институциональной ответственности находит нецелесообразным и алогичным. Анализируя правоприменительную практику, автор приходит к выводу, что эффективной мерой противодействия незаконным действиям коллективных субъектов для достижения как перспективного, так и ретроспективного эффекта юридической ответственности является специальный надзор (применительно к антимонопольному регулированию — антимонопольный мониторинг).


Ключевые слова


Правоотношения являются сложным социальным феноменом, участниками которого выступают как индивидуальные, так и коллективные субъекты. Последние, к которым относятся как органы публичной власти, так и юридические лица, отличаются не только специфическими особенностями вступления в правоотношения с «внешними», по отношению к коллективным субъектам и их должностным лицам, субъектами правоотношений, но и распределением ответственности за выполнение целей и задач, для которых коллективный субъект создан и функционирует, а также ответственности за совершение правонарушений.

Как следствие, встает вопрос об эффективности применения мер юридической ответственности к коллективным субъектам. При этом эффективность, как представляется автору настоящей работы, следует понимать не только в применении кары к нарушителю в короткие сроки и в значительном размере: она должна отвечать принципам обоснованности, справедливости, выполнять превентивную функцию — как создавать условия для предотвращения совершения правонарушения конкретным субъектом, в отношении которого меры ответственности были применены, так и удерживать остальных от их совершения.

На необходимость обеспечения мерами публичной ответственности описанных выше целей, а также обеспечения ими реакции государства, отвечающей этапу исторического развития, неоднократно обращал внимание и Конституционный Суд Российской Федерации, в том числе в Постановлении от 25 февраля 2014 г. 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью “Барышский мясокомбинат” и “ВОЛМЕТ”, открытых акционерных обществ “Завод ‘Реконд’”, “Эксплуатационно-технический узел связи” и “Электронкомплекс”, закрытых акционерных обществ “ГЕОТЕХНИКА П” и “РАНГ” и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики “Детская городская больница № 3 ‘Нейрон’ Министерства здравоохранения Удмуртской Республики”».

Очевидно, что под релевантностью мер этапу исторического развития следует понимать не только их адекватность принятой в обществе социальной норме (например, неадекватности для современных развитых обществ применять такие меры, как колесование или четвертование), но и особенности экономического развития и состояния товарных рынков на соответствующем этапе, повышение или понижение значимости для экономики и благосостояния страны отдельных отраслей хозяйства или сфер жизни общества, остроты отдельных вопросов, например таких как экологическая или продовольственная безопасность, выполнение государственного заказа (в том числе и оборонного), безопасности персональных данных и т.д. Представляется, что набор таких вопросов является индивидуальным для каждого государства и зависит от его уровня развития, в том числе экономического и политического, международных правовых и политических обязательств, целей и задач развития, а также иных факторов.

Для экономики России, которая характеризуется высоким уровнем участия государства и развивающимися рынками, применение эффективных публично-правовых мер реагирования на антиконкурентные действия как частных хозяйствующих субъектов, так и органов публичной власти является актуальным вопросом.

Список литературы

1. Башлаков-Николаев И.В. Гражданско-правовая ответственность в сфере защиты конкуренции. Система частных и групповых исков / И.В. Башлаков-Николаев // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 7. С. 75–82.
2. Башлаков-Николаев И.В. Ответственность органов власти и их должностных лиц в сфере защиты конкуренции : монография / И.В. Башлаков-Николаев. Москва : Статут, 2014. 111 с.
3. Гаврилов Д.А. Некоторые вопросы взыскания убытков вследствие нарушения антимонопольного законодательства: текущая практика и перспективы с учетом зарубежного опыта / Д.А. Гаврилов // Вестник Арбитражного суда Московского округа. 2015. № 3. С. 19–27.
4. Дианов В. Комментарий к «третьему антимонопольному пакету» / В. Дианов, А. Егорушкин, Е. Хохлов. Москва : Статут, 2012. 251 с.
5. Егорова М.А. Гражданско-правовые последствия нарушений антимонопольного законодательства : монография / М.А. Егорова. Москва : Юстицинформ, 2020. 408 с.
6. Рудомино В. Частноправовые иски в антимонопольном праве: теория и практика применения в России / В. Рудомино, А. Нумерова // Корпоративный юрист. 2010. № 5. С. 47–51.
7. Соболев О.В. Институциональная ответственность в административно-правовой сфере / О.В. Соболев // Административное право и процесс. 2023. № 12. С. 17–20.
8. Шилов Ю.В. Изменение парадигмы административного приостановления деятельности и временного запрета деятельности / Ю.В. Шилов // Административное право и процесс. 2020. № 4. С. 32–35.

Остальные статьи