Участие публично-правовых образований в цивилистическом процессе: актуальные проблемы
Аннотация
В статье рассматриваются процессуальные аспекты участия государства, его субъектов и муниципальных образований, органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц в качестве стороны в гражданском и арбитражном процессе. Показано, что в ряде случаев публично-правовые образования в рамках частноправовых отношений реализуют властные полномочия. При этом гражданская процессуальная и арбитражная процессуальная форма не содержат специальных правил рассмотрения споров с их участием в качестве стороны в деле или третьего лица. Формы участия публичных образований в гражданском и арбитражном судопроизводстве дифференцируются на основании характера их заинтересованности в деле.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 06/2024 |
Страницы | 2-8 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-6-2-8 |
Прежде всего, следует оговориться: в свете функционирования в нашем государстве административной процессуальной формы защиты нарушенных и оспоренных публичных прав и интересов (административное судопроизводство) под цивилистическим судебным процессом следует понимать рассмотрение судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел частноправовой природы. Критерий для разграничения частноправовых и публично-правовых дел в сфере гражданской юрисдикции закреплен в правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, который разъяснил, что публично-правовые дела не основаны на равенстве и автономии воли участвующих в них субъектов, один из которых реализует в отношении другого властные функции по применению нормативно-правовых актов. Следовательно, частноправовыми являются отношения, связывающие взаимно равных субъектов, основанные на автономии их воли и имущественной самостоятельности. Об этом же говорит законодатель в ч. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), указывая, что к отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство, по общему правилу, не применяется.
Таким образом, цивилистический судебный процесс выражается в деятельности арбитражных судов и судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел частноправового характера.
Нужно иметь ввиду, что как теми, так и другими судами, несмотря на принятие в 2015 г. Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ), рассматривается немало дел публично-правового характера. В арбитражном судопроизводстве это наиболее очевидно, поскольку в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (далее — АПК РФ) существует специальный разд. 3, который так и называется — «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений». В гражданском судопроизводстве не столь явно, но также бесспорно разрешаются публично-правовые дела, которыми являются, например, многие дела особого производства (о лишении и ограничении дееспособности гражданина, об усыновлении (удочерении) ребенка, о признании вещи бесхозяйной и т.п.). Кроме этого, суды общей юрисдикции разрешают дела о лишении родительских прав и ограничении в них, споры, возникающие в сфере пенсионного и иного социального обеспечения, — словом, принятие КАС РФ не искоренило юрисдикцию общих судов в области публично-правовых дел.
Поэтому цивилистический процесс — это не гражданский и арбитражный процесс, а именно деятельность судов по рассмотрению и разрешению дел частноправовой природы.
Другой важнейший момент состоит в том, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут участвовать как в административных и иных публичных правоотношениях, так и в сфере частноправовых отношений. Это тоже прямо закреплено в нормах гражданского законодательства, например в ст. 124 ГК РФ. При этом закон четко указывает, что, становясь участником гражданского правоотношения, публично-правовой субъект выступает на равных с противоположной стороной этого отношения и прочими субъектами гражданского права. Проблема заключается в том, что это правило во многих случаях не соблюдается. Так, в отношениях, связанных с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд, несомненно, господствует публично-правовое начало. Проявляется это в том, что возникают указанные отношения вопреки воле собственника земельного участка, в одностороннем, властном порядке определяются его выкупная цена и прочие условия договора.