Правовая характеристика договора на оказание услуг оперативного управления перевозками порожних вагонов
Аннотация
В данной статье авторы приводят анализ договорных отношений между оператором по договору на управление перевозками пустых вагонов и операторами подвижных составов. Выявлены положения действующего законодательства и научные взгляды по вопросу правовой природы договорных отношений по управлению порожними вагонами. Сделан вывод о смешанном характере отношений: превалируют арендные отношения в сочетании с отношениями по оказанию услуг. Анализ проводился на основе нормативных документов ОАО «РЖД». Установлено, что договор на управление является договором присоединения. Определено, что отношения по управлению перевозками порожних вагонов представляют собой две группы взаимосвязанных отношений: аренда — с управляющим оператором, взаимная аренда — между операторами подвижных составов. Сделан вывод о необходимости нормативного установления новой правовой конструкции договора на управление порожними вагонами на законодательном уровне в виде новой разновидности договора аренды, осложненного предоставлением услуг.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Транспортное право № 02/2024 |
| Страницы | 20-22 |
| DOI | 10.18572/1812-3937-2024-2-20-22 |
На сегодняшний день гражданское право (в части регламентации транспортных отношений) не содержит четкой правовой конструкции договоров, связанных с перемещением порожних вагонов. Это касается и самого перемещения вагонов, и управления перемещением пустых вагонов. Неопределенность регламентации является основной для различных научных дискуссий о самой правовой природе договора на управление порожними вагонами. Отсутствие четкого норматива приводит и к застою в практической реализации отношений. Это грозит серьезными трудностями в реализации бесперебойного обеспечения вагонами для осуществления перевозок грузов. Также правовая неопределенность влечет обоснованные и необоснованные споры в судах.
Сфера нормативного регулирования в данном случае является настолько специфичной, что пока оптимизацией процессов управления порожними вагонами озабочены практически только специалисты в области технических наук. Юридически отношения, связанные с перемещением порожних вагонов, исследовались крайне мало.
Интерес к договору на оказание услуг оперативного управления перевозками порожних вагонов вызван теоретическими и практическими соображениями.
Дело в том, что такая конструкция регламентирована законодательством только отчасти, но активно применяется в практической деятельности. Поэтому требуется установить особенности названного договора, отграничить его от иных видов договоров.
Управление вагонопотоками, в том числе и порожними вагонами, принято квалифицировать как услугу. Ученые как соглашаются с таким определением, так и квалифицируют деятельность по управлению как аренду, осложненную определенными услугами. Первой позиции придерживается В.К. Андреев. Второй позиции придерживается А.А. Ананьева.
