Дата публикации: 30.05.2024

Понятие «средство индивидуальной мобильности»

Аннотация

Длительное время одним из спорных вопросов в юридической литературе является родовое наименование всей совокупности технических устройств, оснащенных электродвигателем и обеспечивающих увеличение скорости перемещения в городской среде. Авторами публикаций, посвященных рассматриваемой теме, используются весьма разнообразные словосочетания. В статье на основании анализа судебной практики и подзаконных нормативных актов автор статьи разрабатывает свой вариант данного понятия. Предлагается корректировка действующего законодательства.




Средства индивидуальной мобильности (далее — СИМ) в течение последних пяти лет заняли устойчивую нишу на наших дорогах. Появление СИМ вызвало массу споров относительно правового регулирования использования таких устройств, начиная с того, являются ли они транспортными средствами, и заканчивая предложениями о полном запрете СИМ.

Длительное время одним из спорных вопросов в юридической литературе является родовое наименование всей совокупности технических устройств, оснащенных электродвигателем и обеспечивающих увеличение скорости перемещения в городской среде. Авторами публикаций, посвященных рассматриваемой теме, используются весьма разнообразные словосочетания. В частности, Д.В. Соколов упоминает о них как о «новых участниках дорожного движения»; Г.Ш. Аюпова и И.С. Макеева используют понятие «средства индивидуального передвижения»; И.Л. Бурова и М.В. Рудов — «новые виды транспортных средств с электродвигателем».

Еще на этапе подготовки проекта о внесении изменений в Правила дорожного движения предлагалось обозначить всю совокупность этих устройств как «средство индивидуальной мобильности». Следует отметить, что в проекте изменений в Правила дорожного движения под средством индивидуальной мобильности предлагалось понимать практически все, что хоть как-то может эту мобильность повысить, в том числе не только в связи с использованием электромотора, но и за счет физических усилий самого человека, например роликовые коньки, скейтборды. Таким образом, совокупность технических устройств, подпадающих под эту категорию, по мысли авторов проекта, могла бы стать весьма обширной и наличие электрического двигателя не относилось бы к их сущностным признакам.

С 1 марта 2023 г. вступили в силу изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации (далее — ПДД), которые узаконили само понятие «средство индивидуальной мобильности». Под ним теперь понимается «…транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства)».

Вместе с тем следует отметить, что определение, зафиксированное в ПДД, вызывает множество вопросов, в частности неясным является вопрос о том, какой двигатель имеется в виду (электрический или двигатель внутреннего сгорания), кроме того, перечень СИМ остается открытым, на что указывает словосочетание «…и иные аналогичные средства».

Список литературы

1. Аюпова Г.Ш. Особенности квалификации нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, обусловленные признаками предмета / Г.Ш. Аюпова, И.С. Макеева // Уголовное право. 2019. № 1. С. 4–8.
2. Бурова И.Л. О некоторых проблемах правового регулирования новых видов транспортных средств с электродвигателем / И.Л. Бурова, М.В. Рудов // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. № 2 (209). С. 84–93.
3. Соколов Д.В. Проблема юридической ответственности новых участников дорожного движения / Д.В. Соколов // Транспортное право. 2021. № 3. С. 11–14.

Остальные статьи