Дата публикации: 30.05.2024

Обеспечение общественной безопасности в процессе использования беспилотных воздушных судов

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме правового регулирования использования беспилотных авиационных систем и беспилотных воздушных судов в Российской Федерации. На основе анализа изменений в российском законодательстве, произошедших в 2023 г., проводится оценка основных сфер использования беспилотных авиационных систем в хозяйственной деятельности. Дается характеристика полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения общественной безопасности при использовании беспилотных воздушных судов. Рассматриваются актуальные направления правовой регламентации полетов беспилотных воздушных судов в Российской Федерации.




Развитие науки и техники в настоящее время идет все ускоряющимися темпами. Однако, как считает К. Шваб, наша человеческая цивилизация уже на пороге четвертой технической революции и «характер происходящих изменений настолько фундаментален, что мировая история еще не знала подобной эпохи — времени как великих возможностей, так и потенциальных опасностей». С этой точкой зрения можно поспорить, однако бесспорным остается тот факт, что достижения человеческой мысли внедряются в практическую деятельность общества с огромной скоростью, заставляя по-новому смотреть на положительные и отрицательные стороны прогресса.

В сложной ситуации оказываются государственные органы, в том числе правоохранительные органы, поскольку традиционные сложившиеся правовые системы развитых в технологическом плане обществ не успевают в полной мере за техническими изменениями. В качестве примера следует рассмотреть развитие беспилотных летательных аппаратов, которые из обычной игрушки для детей и энтузиастов стали фактором, который вынуждены учитывать как в экономической, так и в правоохранительной сфере государства.

Как показывают недавние исследования, проведенные ассоциацией «Аэронекст», рынок беспилотных авиационных систем в России (далее по тексту — БАС) за 2023 г. составил 33,7 млрд руб., а мировой объем этого рынка оценивается в 22,5 млрд долларов США. Такие цифры, как нам кажется, показывают однозначный интерес и перспективность развития этого вида технических устройств.

Знаковым для авиационной отрасли в России стало принятие в 2023 г. Стратегии развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 г. и на перспективу до 2035 г. и плана мероприятий по ее реализации (далее по тексту — Стратегия), в которой выделены восемь основных направлений применения БАС: сбор и передача данных, дистанционный мониторинг, проведение авиационной разведки и обеспечение охраны территории и объектов, внесение веществ, аэрологистика, работы по обеспечению связью, образовательная и спортивная деятельность, визуальные инсталляции, внешние работы. Сами же беспилотные воздушные суда (далее по тексту — БВС), исходя из принципа удержания их в воздухе, делятся на 5 типов: самолетного, самолетного вертикального (укороченного) взлета и посадки, вертолетного, мультироторного и др.

Среди возможных рисков, исходящих от БАС, которые выделяются в Стратегии, следует отметить высокую зависимость от киберзащищенности линий передачи данных, используемых в процессе нахождения БВС в воздушном пространстве, а также высокую зависимость от характеристик радиочастот, используемых для контроля и управления БВС. Особо выделены еще два фактора риска, влекущие потенциальное противоправное использование БВС, — это доступность технологий и технических решений для широкого круга лиц, а также возрастающая автономность такого рода устройств.

Список литературы

1. Боярская Ю.Н. Беспилотные воздушные перевозки: проблемы и особенности правового регулирования / Ю.Н. Боярская // Юрист. 2023. № 12. С. 59–62.
2. Вавилин Е.В. Беспилотные транспортные средства: от терминологии к новым правовым режимам / Е.В. Вавилин // Хозяйство и право. 2023. № 8. С. 3–21.
3. Зорина Н.С. Концептуальные подходы к изучению механизма регулирования беспилотных летательных аппаратов / Н.С. Зорина, Д.Н. Зорин // Административное право и процесс. 2023. № 8. С. 71–73.
4. Радунцев М. Рынок беспилотных авиационных систем / М. Радунцев // Ассоциация «Аэронекст». URL: <a href="https://aeronext.aero/UserFiles/ContentFiles/2024-2-21_9-18-59_Радунцев" target="_blank">https://aeronext.aero/UserFiles/ContentFiles/2024-2-21_9-18-59_Радунцев</a> М_АЭРОНЕКСТ.pdf (дата обращения: 10.03.2024).
5. Шваб К. Четвертая промышленная революция : перевод с английского / К. Шваб. Москва : Эксмо, 2020. 288 с.

Остальные статьи