О формировании правовой базы для начала перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС высокоавтоматизированными транспортными средствами
Аннотация
В статье рассматриваются перспективы развития трансграничных перевозок грузов с применением высокоавтоматизированных транспортных средств. Авторами анализируются основные нормативные правовые акты в области перемещения грузов через границу Евразийского экономического союза и вырабатываются рекомендации по внесению в них изменений для начала применения высокоавтоматизированных транспортных средств в трансграничных перевозках.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Транспортное право № 02/2024 |
Страницы | 7-10 |
DOI | 10.18572/1812-3937-2024-2-7-10 |
Внедрение высокоавтоматизированных и беспилотных транспортных средств в настоящее время осуществляется в рамках экспериментальных правовых режимов, которые позволяют временно устанавливать специальные правила на определенной территории. Связано это с тем, что согласно ст. 8 Венской конвенции о дорожном движении, к которой Российская Федерация присоединилась в 1993 г., «каждое транспортное средство или состав транспортных средств, которые находятся в движении, должны иметь водителя». Под водителем в конвенции подразумевается живой человек. При движении беспилотного транспортного средства водитель в кабине отсутствует, в связи с чем тестирование таких транспортных средств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». Данным федеральным законом прямо предусмотрена возможность экспериментальной эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств.
Практика применения экспериментальных правовых режимов, которые также называют «регуляторные песочницы», в странах Европейского союза, США и Китайской Народной Республики довольно обширна в разных областях государственного управления. Однако вопросы, связанные с опытной эксплуатацией беспилотных транспортных средств, переходят в данных странах на новый уровень — уровень общего правового регулирования. Так, например, Китай, который еще совсем недавно не тестировал и не разрешал использовать беспилотные транспортные средства на дорогах общего пользования, в 2022 г. издал Положение об управлении интеллектуальными и подключенными транспортными средствами в Шэньчжэньской особой экономической зоне и разрешил использование высокоавтоматизированных транспортных средств в специально отведенных зонах.
И если ранее в связи с разными подходами стран к международным соглашениям в области движения по дорогам общего пользования, с различным правовым регулированием государств в данной сфере затруднительно было говорить о реализации совместных проектов, то сегодня с уверенностью можно заявить о правовой урегулированности эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств на уровне различных государств. Несмотря на это, можно отметить, что совместных проектов трансграничного движения беспилотных транспортных средств в международной практике грузовых перевозок пока нет.
Опыт Китая как приграничного государства имеет для нас особое значение. В том числе потому, что в 2021 г. организована экспериментальная беспилотная грузовая автомобильная перевозка по мосту через р. Амур между логистическими центрами в районе г. Благовещенск (Россия) — г. Хэйхэ (Китай). Кроме этого, развитие цифровых транспортных коридоров является важным мероприятием дорожной карты, сформированной в соответствии с Соглашением о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны, которое вступило в силу 25 октября 2019 г.