Дата публикации: 30.05.2024

Состояние опьянения как признак транспортных преступлений

Аннотация

Одним из наиболее сложных вопросов квалификации транспортных преступлений в следственной и судебной практике по-прежнему остается вопрос об оценке нарушения правил дорожного движения и (или) эксплуатации транспортных средств, а также иных требований транспортной безопасности, совершенного в состоянии опьянения и сопряженного с оставлением виновником возникновения аварийной ситуации места дорожно-транспортного происшествия. Эти признаки достаточно давно находятся в зоне пристального внимания не только законодателя и правоприменителя, но и всего научного сообщества, тем не менее до сих пор не получили должной исчерпывающей трактовки как в теории, так и в самих нормах закона. В статье предпринимается попытка разрешения накопившихся противоречий, формулируются предложения по совершенствованию уголовно-правового механизма противодействия криминальным авариям на транспорте, произошедшим по вине лиц, находящихся в состоянии опьянения.




Состояние опьянения несет в себе особый негативный потенциал в тех случаях, когда речь идет о взаимодействии человека с техникой, поскольку оно существенным образом ухудшает психофизиологические способности организма, необходимые для безаварийного управления технической системой в виде транспортного средства, — быстроту реакции, адекватность поведения в экстремальных ситуациях и т.п. Поэтому с недавних пор разработчики Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) значительно совершенно справедливо усилили уголовную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, допущенных в состоянии опьянения. Однако данная законодательная инициатива, во-первых, была распространена на ограниченное количество составов транспортных преступлений, а во-вторых, не получила должного нормативного обеспечения на уровне отраслевого законодательства.

На данный момент ни в законодательстве, ни в теории уголовного права так и не сложилось достаточно четкого универсального определения состояния опьянения. Некоторые попытки, правда, в этом направлении были предприняты, а именно — примечание к ст. 264 УК РФ было дополнено соответствующим его описанием с отсылкой на Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из последнего вытекают три критерия вменения названного признака.

1. В первую очередь это сам факт употребления спиртосодержащих субстанций, которые способны привести человека к состоянию опьянения, фиксируемый посредством установления наличия в организме человека «абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях». Следует отметить, что многие специалисты считают этот показатель весьма относительным, поскольку опьянение и его степень для каждого человека индивидуальны. Как отмечает В.Н. Балябин, при его установлении необходимо учитывать как психофизиологические особенности организма человека, так и условия употребления алкоголя (качество напитка или вещества, количество съеденного при употреблении и т.д.), а также то, что одинаковый объем поступившего в организм алкоголя может оказывать разное воздействие на него, что на данный момент в законе никак не отражено.

На данном признаке стоит остановиться чуть более подробно, поскольку, как отмечают специалисты, сам факт наличия в организме человека алкоголя еще не говорит о качественно-измененном сознании человека и искаженном восприятии им объективной действительности. Вопрос здесь не в наличии алкоголя в крови как таковом, а в его количестве. Причем в литературе встречается мнение о том, что концентрация этилового спирта в размере менее 0,3% вообще не оказывает никакого влияния на состояние организма человека, в том числе на его психофизиологические способности, а при его наличии в пределах 0,2–0,3% «риск дорожно­-транспортного происшествия равен единице, т.е. реакция водителя никак не меняется, и это содержание в крови водителя абсолютно безопасно».

Список литературы

1. Афонькин Г.П. О принятии антиалкогольного федерального закона для водителей транспортных средств / Г.П. Афонькин, О.Е. Додонов // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2013. № 1 (25). С. 64–73.
2. Балябин В.Н. О совершенствовании статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации / В.Н. Балябин // Российский судья. 2018. № 11. С. 30–32.
3. Баринская Т.О. Антиалкогольный закон для водителей и анализ крови / Т.О. Баринская, А.В. Смирнов, А.Г. Зеренин, А.А. Бурцев, Е.М. Саломатин, П.В. Никитин, Ш.Р. Фаткудинова // Наркология. 2014. Т. 13. № 8 (151). С. 23–34.
4. Баринская Т.О. Влияние патологического уровня ацетона и изопропанола на результаты анализа выдыхаемого воздуха на этанол / Т.О. Баринская, А.В. Смирнов, А.Г. Зеренин, Е.М. Саломатин // Наркология. 2013. Т. 12. № 3 (135). С. 70–71.
5. Баринская Т.О. Каким должен быть антиалкогольный закон для водителей? / Т.О. Баринская, Е.М. Саломатин, А.В. Смирнов // Наркология. 2012. Т. 11. № 11 (131). С. 101–108.
6. Баринская Т.О. Эндогенный алкоголь и алкоголь пищевых продуктов / Т.О. Баринская // Независимость личности. 2010. Т. 2. № 2 (4). С. 40–43.
7. Батанов А.Н. Проблемы доказывания состояния опьянения по делам о дорожно-транспортных преступлениях / А.Н. Батанов // Транспортное право. 2018. № 4. С. 7–9.
8. Бокша И.В. Состояние опьянения как признак состава преступления «нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» / И.В. Бокша, С.Ф. Миловидова // Транспортное дело России. 2015. № 3. С. 174–175.
9. Бурцев А.А. Обзор основных проблем нормативно-правового регулирования выявления состояния опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) в современных условиях / А.А. Бурцев, А.В. Смирнов, А.Е. Петухов // Наркология. 2017. Т. 16. № 3 (183
10. Дунаева О.Н. Общественная опасность управления транспортными средствами в состоянии опьянения / О.Н. Дунаева, С.В. Полякова, И.А. Спиридонова // Правопорядок: история, теория, практика. 2016. № 4 (11). С. 21–26.
11. Дядюн К.В. Учет состояния опьянения при регламентации уголовной ответственности за транспортные преступления / К.В. Дядюн // Российский судья. 2019. № 2. С. 22–27.
12. Комарикова С.А. Уголовно-правовая оценка нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК) : диссертация кандидата юридических наук / С.А. Комарикова. Омск, 2018. 213 с.
13. Малин Д.И. Клиническая наркология в схемах, таблицах и рисунках : учебное пособие / Д.И. Малин, В.М. Медведев. 4-е изд. Москва : Вузовская книга, 2013. 174 с.
14. Наумова Т.И. Проблемы квалификации деяний, предусмотренных ст. 264 и 264.1 УК / Т.И. Наумова, Н.И. Сивцев // Законность. 2019. № 7 (1017). С. 50–52.

Остальные статьи