Состояние опьянения как признак транспортных преступлений
Аннотация
Одним из наиболее сложных вопросов квалификации транспортных преступлений в следственной и судебной практике по-прежнему остается вопрос об оценке нарушения правил дорожного движения и (или) эксплуатации транспортных средств, а также иных требований транспортной безопасности, совершенного в состоянии опьянения и сопряженного с оставлением виновником возникновения аварийной ситуации места дорожно-транспортного происшествия. Эти признаки достаточно давно находятся в зоне пристального внимания не только законодателя и правоприменителя, но и всего научного сообщества, тем не менее до сих пор не получили должной исчерпывающей трактовки как в теории, так и в самих нормах закона. В статье предпринимается попытка разрешения накопившихся противоречий, формулируются предложения по совершенствованию уголовно-правового механизма противодействия криминальным авариям на транспорте, произошедшим по вине лиц, находящихся в состоянии опьянения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Транспортное право № 02/2024 |
Страницы | 2-6 |
DOI | 10.18572/1812-3937-2024-2-2-6 |
Состояние опьянения несет в себе особый негативный потенциал в тех случаях, когда речь идет о взаимодействии человека с техникой, поскольку оно существенным образом ухудшает психофизиологические способности организма, необходимые для безаварийного управления технической системой в виде транспортного средства, — быстроту реакции, адекватность поведения в экстремальных ситуациях и т.п. Поэтому с недавних пор разработчики Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) значительно совершенно справедливо усилили уголовную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, допущенных в состоянии опьянения. Однако данная законодательная инициатива, во-первых, была распространена на ограниченное количество составов транспортных преступлений, а во-вторых, не получила должного нормативного обеспечения на уровне отраслевого законодательства.
На данный момент ни в законодательстве, ни в теории уголовного права так и не сложилось достаточно четкого универсального определения состояния опьянения. Некоторые попытки, правда, в этом направлении были предприняты, а именно — примечание к ст. 264 УК РФ было дополнено соответствующим его описанием с отсылкой на Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из последнего вытекают три критерия вменения названного признака.
1. В первую очередь это сам факт употребления спиртосодержащих субстанций, которые способны привести человека к состоянию опьянения, фиксируемый посредством установления наличия в организме человека «абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях». Следует отметить, что многие специалисты считают этот показатель весьма относительным, поскольку опьянение и его степень для каждого человека индивидуальны. Как отмечает В.Н. Балябин, при его установлении необходимо учитывать как психофизиологические особенности организма человека, так и условия употребления алкоголя (качество напитка или вещества, количество съеденного при употреблении и т.д.), а также то, что одинаковый объем поступившего в организм алкоголя может оказывать разное воздействие на него, что на данный момент в законе никак не отражено.
На данном признаке стоит остановиться чуть более подробно, поскольку, как отмечают специалисты, сам факт наличия в организме человека алкоголя еще не говорит о качественно-измененном сознании человека и искаженном восприятии им объективной действительности. Вопрос здесь не в наличии алкоголя в крови как таковом, а в его количестве. Причем в литературе встречается мнение о том, что концентрация этилового спирта в размере менее 0,3% вообще не оказывает никакого влияния на состояние организма человека, в том числе на его психофизиологические способности, а при его наличии в пределах 0,2–0,3% «риск дорожно-транспортного происшествия равен единице, т.е. реакция водителя никак не меняется, и это содержание в крови водителя абсолютно безопасно».